Продолжая рассмотрение проблемы фотографии и фотографирования, хотелось бы отметить, что, в своём большинстве, деятельность специалистов и любителей сводится к отображению того, что в нашем обществе представляется понятием «счастливая жизнь». У каждого своё понимание этого и он по мере своего понимания, отражает это в своей фотографической деятельности.
Кто-то отражает свои путешествия по миру, т.к. свобода передвижения и наслаждения богатством разнообразия мира и составляет один из критериев счастливой жизни.
Другой отражает материальное богатство своего окружения: ухоженные люди в богатой, изысканной одежде, украшенные драгоценностями. Столы ломятся от яств. Автомобили, дома, дачи, квартиры - самые элитные.
Если фотографируется природа, то, естественно, ну самая прекрасная, гармоничная, красочная и изысканно разнообразная…
Считается, что человек стремится к максимальному удовлетворению своих биологических и социальных, духовных и материальных потребностей. И в своих фотографиях, человек пытается оптимально изобразить высокий уровень своей адаптированности, т.е. удовлетворения всех названных и не названных потребностей.
Каждый стремится удовлетворить в процессе фотографирования и демонстрации продуктов своей профессиональной или любительской деятельности потребности в общении: снятие тревоги, индивидуальности, доминирования, подчинения и пр.
Каждый из увлекающихся фотографией, сознательно и неосознанно ,стремится показать себе и другим оптимальность своего пути к общепризнанным целям и смыслам жизни. И фотография – это хорошая констатация верности выбранного им жизненного пути.
О различных подходах к определению цели и смысла жизни я написал несколько статей и какую-то из самых коротких, возможно, опубликую здесь.
Но сейчас мне бы хотелось поговорить о тех, кто не смог достичь оптимальных для социума итогов и оказался как бы в «отстое», на обочине жизни, опустившегося на самое дно нашего общества.
Недавнюю опубликованную свою серию фотографий, я назвал «Люди, находящиеся на самом нижнем уровне нашего социума: бомжи и нищие», которую поместил в категорию «Повседневная жизнь».
Я долго не мог выложить эту серию, которая меня давно волновала. Помимо всего прочего, меня удерживало ещё то обстоятельство, что я несколько лет назад сделал несколько фотографий и записал видео женщину, которая была очень похожа на старенькую учительницу. Но при различных сбоях компьютера остались лишь названия фотографий. И сколько я не бился с их восстановлением - ничего, пока не получилось. Причём, кажется, правая рука была забинтована большим бинтом, который кровоточил. Рядом находились типично бомжовские сумки и прочее.
Я звонил на телевидение, в Дом печати и пр. Но чем кончилась история так и не знаю...
Когда я был на экскурсии месяц назад в Казани, то там, помимо, красивого, цивилизованного города, увидел и бомжей и нищих.
К одной из них на улице им. Баумана (центральная пешеходная улица Казани) увидел лежащую на тротуаре женщину лет 50. Я сразу, забыв о фотоаппарате, подошёл к ней, как я это всегда делаю, когда вижу лежащих беспомощных людей, пощупал пульс и спросил как у неё дела и не нужно ли вызвать скорую помощь.
Она быстро открыла глаза и сказала, что ей не нужна скорая. Я извинился и отошёл, а за моей спиной услышал голос молодого человека, который дал ей деньги. И меня это очень обрадовало. Она не была похожа ни на бомжа, ни на алкоголика, ни на нищую. На второй день у метро я увидел эту женщину, стоящую уже с протянутой рукой.
Женщина на фото «Нищая проверяющие мусорные урны», посмотрели больше всех участников сайта. Она набрала в среднем 6 баллов. Сама женщина, судя по всему, именно с мужем шли навстречу по центральной пешеходной улице Баумана города Казань и проверяли все мусорные контейнеры.
Мне же больше нравится фотография «Бомж на остановке» ( )
В ней удалось запечатлеть главную идею - судьба родившегося, учившегося в школе со всеми вместе и мечтавшего о светлом будущем и по воле судьбы и своему отношению - опустившегося в самый "отстой" нашего общества. Вот он идёт в толпе - опустившийся, беспомощный, нищий. бездомный и совершенно один в толпе людей, которые ему выказывают полное презрение и равнодушие...
Мне приходилось занимался изучением проблемы бомжей в Уфе. Почему, спросите вы, да всё просто. В начале, немного истории. Когда лет 15 назад, я в разговоре с прекрасным психологом и руководителем, директором Института психологии РАН Журавлёвым Анатолием Лактионовичем, предложил изучать стратегии, тактики и механизмы личностной адаптации бомжей, то он ответил, что на эту тему нам не дадут денег. Я мотивировал актуальность темы тем, что в ситуации кризиса, когда всем трудно, людям у которых нет ничего - особенно тяжело. И, тем не менее, они выживают. И их опыт для всего остального сообщества был бы незаменим.
Деньги дают под изучение предпринимателей, банкиров и пр., но вот под бомжей - нет.
Я стал отслеживать научные работы по этой проблеме. И через несколько лет наткнулся на статью по схожей тематике. Но там, в качестве спонсоров, опять же выступили немцы. Они дали грант, в результате которого стало возможным проведение исследования уличных попрошаек.
Кроме этого, археологи изучили научными методами жизнь бомжей. Они нашли немало интересного в мусоре бездомных современников.
В число изучаемых археологами объектов входят предметы материальной культуры — что человек использует в повседневной жизни, чтобы выжить, прокормить себя и близких. Обычно подразумевается, что бездомные люди не имеют жилища. И потому об их материальной культуре никто не задумывается.
По словам Циммермана, известнейшего археолога и лауреата многих престижных премий, исследование пробное во всех отношениях. Но оно показывает, что современное общество тоже можно изучать с использованием методов археологии, а также то, что с помощью этой науки можно показать имеющиеся проблемы.
Подавляющее большинство исследований бездомных, их медицинское состояние, способность адаптации к нормальной жизни проводится в специальных приютах. Здесь же собраны экспериментальные данные в чистом виде.
Археологи собирали материалы для работы в центре Индианаполиса. По словам исследователей, они даже не заходили в убежища бездомных — это их дом, и его неприкосновенность необходимо соблюдать. Не трогали они и «заначки» — спрятанные предметы и продукты, которые бомжи, по-видимому, собирались использовать позднее. Также ученые не вступали в прямой контакт с объектами исследования.
Для наблюдения они выбрали места, где живут или собираются группами бездомные (помойки, например, маленькие тупички или территории под мостами). Предметы, выброшенные оттуда или оставленные при перемещении, и стали основным объектом изучения.
Так, например, ученые исследовали выброшенные консервные банки. Почти все из них оказались открытыми не очень успешно. Часть вскрывалась ударом о твердые предметы (металл, камень), часть — обычными ножами, еще часть просто нагревалась и взрывалась. И лишь очень малая доля открывалась консервными ножами.
У бездомных, оказывается, много бытовой химии (шампунь, мыло, дезодоранты), но используют они только зубную пасту. Это понятно из того, что тюбики выбрасываются использованными, а вот все другие виды продукции остаются нетронутыми.
Как говорят авторы работы, таким способом можно получить представление о том, что действительно нужно бездомным. Например, раздавать шампуни людям, не имеющим доступа к источникам воды, — пустая и бесполезная трата ресурсов. Консервные ножи намного полезнее.
По словам исследователей, продолжение работы послужит большему пониманию мира бездомных и тех мер, которые следует предпринять для помощи им.
Фотографирование жизни бездомных и нищих, публикация всех материалов в СМИ, широкое обсуждение проблемы обездоленных – поможет сделать наш мир гуманнее, а жизнь людей из нижней страты социума более человечной.
Развитость социума определяется тем, насколько оно способно заботиться о самых слабых своих членах.
В Германии, где я жил месяц и смотрел на образ жизни и социальную защиту, каждый зарегистрированный гражданин имеет однокомнатную квартиру и все пособия, позволяющие ему нормально питаться, одеваться и содержать квартиру.
Хотя за месяц жизни и путешествий по разным городам Германии, я увидел и показал своим знакомым, одного бомжа, который рылся в мусорных баках и полностью соответствовал нашим отечественным, «родным» бомдам.
Немцы, увидев этого мужчину, сказали, что это типичный «асоциал», т.е. человек вне общества, чьё поведение и поступки, не соответствуют нормам и правилам поведения людей в социуме. Он не хочет прописываться и регистрироваться в соответствующих службах, чтобы получать всю необходимую социальную поддержку.
Победные реляции звучали из различных СМИ. Но на самом-то деле ситуация совсем иная.