Прекрасная, хотя и несколько жутковатая книга издательства Taschen, в которой представлены китайские плакаты из коллекции фотографа Майкла Вольфа.
Прекрасная, потому что является ответственным, последовательным и умно отсортированным сборником китайского плаката 1950-1980х годов.
Жутковатая, потому что, сконцентрировав столько пропагандистских месседжей в одном месте, авторы добились эффекта виртуальной реальности. И эта реальность – яркая, активная, вобравшая в себя всю народную мифологию: от фольклора до идеологии, - многие годы не только самовоспроизводилась, но и влияла на решения, принимаемые людьми в реальном мире.
Несколько цитат:
«Я постоянно мечтала, что однажды мне предоставится возможность пожертвовать собой ради Мао и стать девушкой с плаката. Я закончила общеобразовательную школу и решением правительства была направлена на работу на ферме недалеко от Восточно-китайского моря. Жизнь там была невыносимой, и многие молодые люди калечили себя, например, отрезали ступню или кисть, чтобы не попасть туда и остаться дома. Мои сила и смелость подпитывались плакатами, с которыми я выросла. Я верила в героизм и предпочитала умереть мученицей.»
Анки Мин
«Я горожанин, и на меня все это производило такое впечатление. Как же должен был чувствовать себя сельский ребенок, который никогда не видел иных картинок, кроме пропагандистских плакатов? Путешествуя по стране, я встречался со многими одаренными художниками. Они занимались только тем, что рисовали пропагандистские плакаты. Вся их любовь, все устремления сконцентрированы в этих плакатах. Пределом их мечтаний было стать профессиональными художниками плаката.
Чем они заняты сейчас?»
Дуо Дуо
«Той политики больше нет, на смену ей пришло потребительство. В новом веке остались четыре направления массового искусства. Городские яппи предпочитают постеры, воспроизводящие западное искусство. Люди победнее покупают относительно недорогие календари-плакаты, чаще всего с красивыми девушками. Основная часть сельского населения все больше и больше склоняется к традиционным образам, хотя во многих домах изображение Мао заняло место, традиционно отводимое богу очага. Политические плакаты все еще издаются, но они, похоже, интересуют только местных и зарубежных коллекционеров. Картинки, еще недавно определявшие образ Китая, уходят в прошлое.»
Книга издана на трех языках: английском, немецком, французском.
photomichaelwolf.com