Это - картина
Фердинанда Ходлера "Правда"
Здесь нет необходимости доказывать практическую ценность мемориального направления в фотографии.
Ведь ощущение бренности земного существования порождает естественную потребность хотя бы каким-либо образом продлить память о себе. К тому же бесспорно то, что со временем, когда канут в прошлое воспоминания о личных встречах с человеком, его изображения станут единственным средством сохранения о нём памяти.
У некоторых со временем возникает желание понять, зачем, собственно говоря, жил. Кое кто предусмотрительно готовит ответ. Например, сооружая пирамиду. Американский миллиардер, создатель сталелитейной промышленности
Карнеги, пришёл к мысли
Умирать богатым – стыдно и превратил своё состояние в благотворительные фонды. И так далее . Возможностей здесь -хоть вчетвером нести.
Широко распространённым способом создать, хотя бы на время, память о себе , является альбомы фотографий, просмотр которых с гостями, обычно уже со второй страницы вызывает у них с трудом сдерживаемую зевоту.
А уж совсем ощущение трагедии производят продающиеся за ненадобностью на барахолке по дешёвке рамки, в которых вставлены
на вечную память фотографии уставившихся в объектив семейных пар.
Нельзя отрицать, , что ценность фотографий, сделанных на память, помимо выполнении роли свидетельств эпохи, состоит и в том, что они служит базой для формирования эмоциональной сферы того, кто этот альбом листает. Оставляя в стороне тему фотографии художественной, апеллирующей к ассоциациям, у каждого своим, речь ниже будет идти именно о мемориальной фотографии, основанной в первую очередь на однозначно зримо фиксируемых фактах.
Вспоминаются высказывания основателя современной социометрии
Якоба Леви Морено (1889-1974), который обратил внимание на то , что человек по сути представляет собой социальный атом, размеры которого распространяются за переделы его физического тела:
Социальный атом как наименьший элемент структуры отношений состоит из всех отношений между человеком и окружающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним связаны . Этим определением выражается суть его исследований и рассуждений — человеческое бытие изначально является сочеловеческим….
Имеет смысл распространить рассуждения Морено несколько дальше , сказав, что социальный атом конкретного человека включают в себя всё то, что было ему важно и оказывало на него влияние в жизни. Естественно поэтому и принять, что масштаб личности кореллирует с размерами социального атома индивидуума. Обособленный индивид, например ,
воин в джунглях американского психолога
М. Макоби — абсолютно отчуждённый от других людей и считающий их своими врагами, или же более симпатичная фигура
Робинзона Крузо у
Дефо , согласно Морено , суть социальные фикции.
Но в жизни принято включать в семейный фотоальбом только своих. И, более того, весьма придирчиво и избирательно редактировать содержание, что находит своё отражение в субъективном отборе материала, отражающем личные предпочтения составителя.
Вряд ли при этом можно ожидать получения достоверного представления об изображаемой личности. Особенно обладающей явной неординарностью.
В связи с этим естественно выглядит включение в коллекцию фотографий и таких изображений, которые , казалось бы , не связаны непосредственно с событиями и предметами, личной жизни изображаемого. И потому логично включение в текст воспоминаний упоминания о важнейших пережитых событиях и их посильная иллюстрация соответствующими фотографиями, в которых изображаемый не позирует, а ведёт себя адекватно самым различным жизненным ситуациям, проявляя при этом характерные черты своей личности.
Не нуждается в доказательстве утверждение, что современная электронная техника, позволяющая сочетать графику и текст, в наилучшем виде открывает делу мемуарной фотографии широкие возможности.
Однако, независимо от того, хочется ли это признавать это, или нет, длительность и ценность сохраняемой памяти определяется, в конце концов тем, насколько важным, то есть интересным её содержание окажется для того, который с нею знакомится.
Понятно, что оценка степени важности непосредственно определяется уровнем интеллектуальной и общекультурной подготовки потребителя информации , которые, в свою очередь, меняются со временем. И то, что было интересно раньше, скорее всего, будет неинтересно в будущем.
Но есть одна вечная тема, это
фрейдовское либидо. По сути дела, это главная, хотя и не всегда явно проявляющаяся, тема всего искусства, не только изобразительного, но и музыки, вокала, культуры танца и тому подобное. По своей значимости нахождение ответа на его запросы подчас оказывается даже важнее претензии на доминирование и на власть.
И потому, если в воспоминаниях не затронута эта тема, они не могут стать полноценными и долгоживущими в принципе. А проявление внимания к этой теме гарантированно будут вызывать понимание и сочувствие независимо от срока, прошедшего с момента ухода изображаемого персонажа в иной мир.
Во всяком случае, так будет до тех пор, пока человечество не откажется от способа полового размножения.
Но в обществе, которое не может существовать без регламентации поведения человека, существуют границы между допустимым и не допустимым. Эти границы устанавливаются правилами морали, меняющейся во времени и в принципе не способной предусмотреть все возникающие в жизни ситуации и потому быть непротиворечивыми. Да и сами императивы морали не абсолютны и в сильной степени варьируют от одной цивилизации к другой.
Результаты воздействия христианства и христианской церкви на мировоззрение цивилизованного общества весьма неоднозначны. Однако же нельзя не отметить вреднейший предрассудок, на протяжении веков культивировавшийся христианской церковью. Он заключается в утверждении того, что эротика и её последствие –секс предназначен исключительно для обеспечения продолжения рода человеческого.
Это низводит человека, обладающего достаточно сложным духовным миром, до уровня животного.
После окончания мрачного периода средневековья искусство буквально до последнего времени с трудом и переменным успехом отвоевывало право на все возрастающую свободу изображения человека в различных жизненных ситуациях. И мораль, нехотя, отступала, соглашаясь на легализацию все более расширяющегося списка волнующих людей проблем и увеличивающейся номенклатуры допустимых для обнародования обстоятельств человеческой жизни и особенностей человеческого тела.
Поскольку современная мораль христианского общества сложилась под жестким контролем религии, есть смысл обратиться к ее первоисточникам. Только так можно определить истинную степень «моральности» того или иного художественного произведения, имеющего отношение к сексу и эротике. Для большей понятности, о чем идет речь и чем вызвана шокирующая некоторых откровенность в изображении обнажённого человеческого тела , есть смысл просто раскрыть Библию и внимательно прочесть Ветхий Завет, особенно Песню Песней Соломона
Тогда станет ясно, что Песни Соломоновы в принципе разрешают затрагивать тематику полового поведения в художественном творчестве в случае, если оно направлено на одобрение важнейшей составляющей земной жизни любого человеческого существа.
Можно сказать, что живопись нерешительно топчется около реалистического раскрытия темы полового акта, хотя в Песне Песней он упомянут, причём осуществляемым в нетрадиционной форме. Однако, упомянутая там же в Библии «скважина» лежит уже по ту сторону границы, разделяющей на сегодня дозволенные к изображению детали женского тела от недозволенных. И на вопрос о том, откуда берутся все сущие на земле представители рода человеческого, за исключением рождённых в результате Кесаревого сечения, живопись, даже самая реалистическая, мямлит и не даёт ясного ответа.
Но всё же можно заключить, что тематика эротики и секса в принципе официально не преследуется христианской религией в пределах Священного писания, которое, как известно, является ещё и базой для общественной морали. По крайней мере, для сообществ, разделяющих ценности Западного мир.
По сути дела фрейдовское либидо есть компенсация, выданная Создателем в обмен на лишение людей бессмертия. И судьба Вечного Жида подтверждает, что он поступил разумно.
.
Приводимый здесь коллаж составлен в согласии с духом и буквой Священного Писания.: Первая книга Моисееваа. Бытие. Глава 2, строфа 25 и Глава 3, строфа 23. К тому же и под сильным впечатлением Песни Песен Соломоновых.
Здесь изображён предполагаемый результат изгнания из Рая в ответ на провокацию змия, подтолкнувшего на грехопадение первых людей, заставив их вкусить от Древа Добра и Зла.
Существенно, что Бог при этом чётко сформулировал для будущих людей единственную задачу, а именно обязал их плодиться и размножаться. То есть вести половую жизнь с целью обеспечить своё продолжение в детях. Однако контроль за ней , да и вообще о состоянии всей духовной сферы, перехватили земные агенты Бога в лице разношёрстного клира.
Здраво рассуждая, разумно одобрять некоторые ограничения в отношении педалирования половой тематики в искусстве. Поскольку в этом есть и рациональное зерно, связанное с существования эффекта привыкания (адаптации) . Этот эффект проявляется , например, в чувстве отвращения, возникающем когда на завтра, обед и ужин подаётся паюсная икра.
Однако при всём цинизме, без которого в наше время нельзя жить, изображение безупречно сложенной нагой женщины в её цветущем возрасте не обязательно является приглашением к сексу. Но и возможностью бросить вызов смерти. И этот смысловой подтекст, независимо от намерений автора, всегда присутствует в сюжетах такого содержания
Интересно посмотреть вокруг, в частности на Индию, которая в вопросах освещения половой жизни продвинулась дальше Европы. И не случайно индусы по праву считаются одной из наиболее миролюбивых наций.И их постоянный конфликт с мусульманским миром с его архаичной системой ценностей шариата, налагающих жесткие ограничения на отношения полов, спровоцирован нередко мусульманской стороной, ведущей в себя в этом отношении значительно активнее. Ведь индуизм возводит секс в ранг своеобразной религиозной церемонии.Возникает предположение, что индусы, разработавшие и практикующие цикл Камасутры и знакомящие с ним свое потомство с детства, получают от жизни больше, чем иной передовой европеец с его специфическими представлениями о дозволенном.
Вот изображение скульптуры Майяра «Безсмертие» (XIX век)
На взгляд это весьма наивная работа, вполне в духе поколения, ещё не знавшего мировых войн, революции и телевизора. Однако при всём цинизме, без которого в наше время нельзя жить, это произведение напоминает о том, что изображение нагой женщины в её цветущем возрасте является не обязательно приглашением к сексу. Но и возможностью, хотя бросить вызов смерти, что в буквальном смысле и демонстрирует эта скульптура.
Издавна в цивилизованных странах существует все шире распространяющееся мнение, что табуирование всего, что связано с сексуальным поведением унижает человека и посягает на его человеческое достоинство.
И, тем не менее, даже простой вид обнаженного здорового человеческого тела за стенами художественного музея вызывает у обывательского большинства, по меньшей мере, настороженность, спонтанно переходящую в озлобление. И, если позволяет обстановка - в погром. В простейшем случае в основе подобного реагирования лежит элементарное бескультурье, опирающееся на стойкое представление о наготе как о чем-то «неприличном».
В более тяжелом случае осуждение наготы основано из конъюнктурных соображений на сознательном обмане, производимом и с целью убедить окружающих в своей благопристойности и заработать на этом нужное одобрение.
В основе этого поведения нередко лежит отсутствие чувства собственного достоинства и, как следствие этого, неуверенность в себе и сильная зависимость от чужого мнения, то есть вульгарный конформизм.
Без сомнения это поддерживается пережитками тех времен, когда люди еще не были знакомы с современными требованиями гигиены и санитарии и не умели, по крайней мере, в нужный момент, содержать свое тело в надлежащей чистоте,
Наконец, возможной причиной этого является впадение в состояние старческого маразма, который выражается в возникшем чувства зависти или ложного стыда за грехи молодости. Не случайно, что наиболее непримиримыми защитницами нравственности и воительницами с изображениями в стиле НЮ являются списанные проститутки. Впрочем, это типично и для впавших в импотенцию представителей сильного пола.
Шедевры мировой живописи и пластики и изображенные на них фиговые листы или складки одежды, якобы случайно закрывающими интимные части пропорционально сложенного человеческого тела, накопившиеся за столетия существования живописи и изобразительного искусства, настолько примелькались и надоели, что стали просто кичем. Более того, они стали лицемерной и скучной пошлостью и связанным с ней ханжеством, никаких ощущений, кроме тоскливого приступа скуки, возникающего от непреодолимого ощущения, что тебя считают за идиота и нагло пытаются всучить тебе товар с явным, но неумело скрываемым дефектом. Это смазывает впечатление от художественных достоинств объекта наблюдения. Как высказался, правда, по другому поводу, известный немецкий художник
Либерман :
Мне столько не съесть, сколько я хотел бы, глядя на это, выблевать.
В свое время
Зигмунд Фройд обратил внимание на то, что любые ограничения полового влечения ведут к обострению негативных моментов в жизни человека, отражаются на качестве его жизни и создают стресс с непредсказуемыми последствиями.
В этом плане интересно глубокомысленное замечание гуманиста
Эфраима Лессинга, заметившего, что ,
мы наиболее прекрасны без одежд . Само собой разумеется, что , практическая реализация этой мысли по эстетическим соображениям возможна только в определённом возрастном диапазоне изображаемых. При выполнении этого обязательного условия нагота придаёт изображению человека дополнительную убедительность и правдоподобность, поскольку наша одежда, помимо своей роли защиты от влияния внешней среды, сознательно служит для изменения и коррекции его имиджа. То есть нарушает правдоподобие образа. Да и само выражение "голая правда" несёт в себе подтверждаемый жизнью смысл
К тому же при устранении одежды могут проявиться недоступные восприятию в обычной обстановке достоинства.
Для жителей тёплой Эллады эта мысль была сама собой разумеющейся, и совсем не случайно, что они создали такую здоровую, жизнеутверждающую и вечную культуру.
Понятно, что здоровые люди дают здоровое потомство и в этом естественная причина появления культа здорового тела. И уже в античности нагота стала самостоятельной частью культуры, не обязательно связывающей своё предъявление лишь в форме прелюдии к последующему сексу.
И желание показать своё обнажённое молодое тело доставляет как его владельцу, так и окружающим вполне обоснованные положительные эмоции. И может быть способом самоутверждения. Иллюстрацией тому служит известная картина
Семирадского „Торжество Фрины,“ которая решила соперничать в красоте с самой
Афродитой.
Проблема заключатся в том, что в обществе существуют эталоны красоты, подчиняющиеся мало предсказуемой моде . И потому в случае своего несоответствия с ними эффект от демонстрации наготы неизбежно и закономерно будет отрицательным , не по причине самого факта, а в связи с коррупцией этих эталонов. И отношение к этому у окружающих будет, по крайней мере, как к бестактности. Хотя нельзя забывать и о вульгарном ханжестве.
Может показаться, что всё, написанное выше, представляет собой попытку ломиться в открытую дверь. Не исключено, также, что здесь может быть усмотрена нездоровая попытка замолвить слово в пользу пропаганды эксгибиционизма .
В связи с этим имеет смысл напомнить мысль философа
Освальда Шперлинга (1880-1936), высказанную ещё в начале прошлого века в отношении взаимодействия мировых культур. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое время» , Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Рассматривая так называемую Западную цивилизацию и цивилизации Третьего мира, которые он назвал условно «цветными» ( наиболее активной из которых в наше время является Ислам, вообще запрещающий, кстати, изображение человека) он пророчески утверждал:
Цветной видит белого насквозь, когда тот говорит о «человечестве» и вечном мире. Он чует неспособность и отсутствие воли защищать себя. … Цветные — не пацифисты. Они не держатся за жизнь, единственной ценностью которой является её продолжительность. Они подберут меч, если мы его отбросим . Когда-то они боялись белого, теперь они его презирают. Это мнение можно прочитать в их глазах, если белые мужчины и женщины ведут себя перед ними так, как они это делают у себя дома или в самих цветных странах. Когда-то наша мощь приводила их в ужас, как первые римские легионы — германцев. Сегодня, когда они сами стали силой, их таинственная душа, которую нам никогда не понять, выпрямляется и смотрит на белых свысока, как на нечто вчерашнее.
Шпенглер поставил вопрос о «Белой революции», осуществлению которой мешает межгосударственная рознь, классовая борьба и соперничество между влиятельными группировками в промышленно развитых странах, в то время как уже в его время на горизонте стала формироваться опасность нападения на «белых» и аннексии их стран со стороны всей массы «цветного» населения Земли, хотя медленно, но осознающего свою общность.
И переживаемая нами колонизация Европы и Америки толпами мигрантов , на примере Германии показавшими свою неспособность и нежелание к интеграции , является зримым подтверждением предсказаний философа о начавшемся процессе ползучей капитуляции Западной культуры и сдачей ею своих позиций , в том числе и в области искусства.
И, неожиданно , публичная демонстрация молодёжью наготы из озорства превратилась в гражданскую акцию протеста. Так девчонки Англии с удовольствием используют возможность пройтись по улицам Лондона совершенно голыми в знак протеста против распространения морали Шариата
.
В любом случае остаётся лишь отсиживаться в своей башне из слоновой кости и пытаться следовать концепции свободы искусства:
Искусство - это не ЧТО, искусство - это КАК. В переводе на повседневный язык это значит верить , что в искусстве нет, и не может быть запретных тем. Хотя и существуют рамки, в пределах которых общество согласно на данный момент, причём непредсказуемо принимать, либо отвергать то или иное произведение искусства, или же целое в нём направление.
Трудно спорить с утверждением, что одним из принципиальных отличий человека от прочих представителей животного мира является способность ставить и по-своему отвечать на вопрос о том, в чём заключается смысл жизни.
Как метко заметил
Ежи Лец , одним и тем же мозгом нельзя одновременно, и верить, и думать. Поэтому у принадлежащих к категории предпочитающих верить , следование библейскому указанию является вполне удовлетворительным и закрывающим тему ответом.
Для тех, кто предпочитает думать , свойственен поиск ответа , начавшийся, по видимому, ещё в доисторическом обществе. Наиболее общим ответом, характерным, правда, для Западной цивилизации, является Прогресс. Видимым и бесспорным результатом которого стало крайне неравномерное по странам, но бесспорное увеличение продолжительности жизни.
Представляется, что для человека с его Западной системой ценностей более приемлема философия
Абрахама Гарольда Маслоу , которая создаёт ориентиры для жизни, системы ценностей и выбора. , («Пирамида потребностей»,)
Самая известная теория Маслоу ― теория мотивации, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является потребность в самоактуализации.
Только с помощью самоактуализации, человеку возможно реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать,а не тем, кем ему навязывают быть окружающие
.
В таком случае можно предложить следующую формулировку понятия «Прогресс»:
Прогресс есть непрерывный процесс в самоактуализации , осуществляемый путём создания новых способов и средств, обеспечивающих его удовлетворение.
И самым важным для факта существования человечества является накопление знаний как непрекращающийся процесс, представляющий собой самоцель существование человека во Вселенной. При этом этот процесс активен, потому что человек не может не использовать знания для воздействия на Природу, посильно приспосабливая её под свои нужды .То есть выполняет функции Творца. Объективным мерилом успешности участия в этом процессе является, например, средняя продолжительность жизни, а также Нобелевские премии, количество которых, в конечном счёте, характеризует пользу, принесённую в деле умножения знаний тем или иным сообществом человечеству.