Анна Аткинс неплохо рисовала, ее офортами, например, проиллюстрирован один из каталогов ее отца. Однако свою коллекцию морских водорослей она отпечатала цианотипией, войдя в историю как автор первой в мире фотокниги (1843 г.).
О цианотипии Анна узнала напрямую от ее изобретателя Джона Гершеля, который оказался достаточно прозорлив, чтобы понять, что новый метод записи информации нуждается в новом имени, которое он сам и придумал – фотография.
Фотография родилась без рамки, без камеры, без видоискателя, без кнопки, без решающих моментов, исходников и бесконечных претензий на то, что она кому-то что-то должна.
Весь ХХ век был веком «приручения» фотографии, попытки привязать ее к коробочке, кнопке, пленке, рамке, миссии и даже «внутреннему миру».
Разглядывая божественно-синие отпечатки водорослей в исполнении Анны Аткинс, стоит подумать о том, а не ушли лы мы по кривой дорожке социо-культурной целесообразности, презрев способность светочувствительной эмульсии показывать нам мир таким, каким без нее мы бы его не увидели.
Посмотреть коллекцию British Algae: Cyanotype Impressions можно здесь:
digitalcollections.nypl.org