На фоне страстей по обиженному самолюбию на фотографере промелькнула и ушла в архив новость о выставке «Маленькие фантазии» в Екатеринбурге.
В выставке участвуют: Грейс Уэстон (Grace Weston), США; Робо Кочан (Robo Kocan) Словения; Ирина Верхградская и Игорь Култышкин, Россия.
Ирина Верхградская и Грейс Уэстон работают с куклами, Робо Кочан работает с тенями, Игорь Култышкин работает с фотографией. О нем и поговорим. Точнее, о его серии «Ванькины сказки» (на нонстопе «Ванькина»).
Я обожаю эту серию. Да простит меня Автор, но «Ванькина» она только в том смысле, что игрушки покупали для ребенка. Больше в этой серии нет ничего детского.
Детские игры – частный и довольно поздний эпизод в жизни фигурок людей, зверей и фантастических тварей. Изначально (и до сих пор) фигурками лечатся, ими правят погоду, в них втыкают острые предметы, сжигают, им приносят дары и поклоняются. Фигурки – это то, что есть у людей и чего нет у животных. Именно они служат людям проводниками в миры, где все по-другому.
Фотография – мембрана между этими мирами. Я почти уверена, что когда Игорь Култышкин или, например, Евгений Савин возятся со своими пластинками, пленками, объективами и растворами, они имеют весьма размытое представление о том, что «выйдет» к ним с той стороны. Нанося эмульсию, пристраивая лист бумаги под увеличитель, они лишь нащупывают путь, их глаза напрягаются, сердце бьется быстрее, и все это продолжается, пока не увидят они, что «это вот хорошо весьма».
Есть люди, которые полагают, что фотография – это то, что было. Они ошибаются. Возможно, потому, что не читали «Ошибку Декарта» нейробиолога Антонио Дамасио, в которой он в частности пишет:
«Образы чего-то, что еще не случилось, и, возможно, никогда не случится, по природе своей ничем не отличаются от представлений о действительно произошедшем. Такие образы – скорее память о возможном, нежели воспоминания о случившемся».
Вживую недетске игры Игоря Култышкина можно увидель в Екатеринбурге до 28 февраля, а в цифровой репродукции – здесь:
«ванькина»
Евгения Савина – здесь:
«фотографирую играя»
О том, почему этого никогда не было, но мы все равно это видим и об этом помним, можно почитать в книге «Ошибка Декарта: эмоция, разум и человеческий мозг» Антонио Дамасио («Descartes Error: Emotion, Reason, and the Human Brain» Antonio Damasio).