Сегодня решил показать в интернете серию «Хороший отпуск». Это совместная работа со Светланой Дубас. Это очень личная, полная самоиронии история об открытиях человека, который большую часть времени проводит в офисе, но мечтает хоть на несколько дней окунуться в другую жизнь, насладиться красотой лавандовых полей, неторопливым ритмом жизни Прованса, полюбоваться величественными пейзажами Америки и ощутить пульс деловой жизни мегаполиса.
О самих открытиях, обязательно прочтите авторский текст ниже.
Все снимки сделаны в 2019 году.
Проект реализован (на сегодняшний день) как авторская рукотворная фотокнига ограниченного тиража, более 80 фотографий. Тираж 15 экземпляров, один уже приобретён частной коллекцией.
Идёт работа над тиражной книгой для продажи.
Хороший отпуск
Вы видели фильм "хороший год"? Если нет, то обязательно посмотрите. Потрясающе фотографический фильм, где почти каждый кадр - прекрасная фотография. Кратенько, идея такова: успешный бизнесмен из Лондона волею судеб получает в наследство виллу и оказывается в сказочно красивом Провансе, где вынужден "замедлиться", сбавить темп жизни. Там и происходит нравственная перемена, он понимает истинные жизненные ценности, и не возвращается в Лондон и в бизнес, а остаётся в Провансе навсегда. Мораль понятна: Прованс - хорошо, офис - плохо. Природа - хорошо, город - плохо. Медленная, качественная жизнь - прекрасно, бешеный темп бизнеса - бесчеловечно.
Понятно, что это сказка-мечта. Большинство из нас не получат неожиданно виллу, и не бросят всё ради медленной жизни среди виноградников.
Но почему тысячи людей едут посещать поместье, где снят "хороший год"?
Почему тысячи людей едут снимать лавандовые поля?
Почему популярна Тоскана с величественными холмами?
Почему вообще снят "хороший год" и ещё много, много таких сказок, где герой вынужден замедлиться, чтобы осознать и лучше понять себя?
Потому что это мечта офисного человека, который устал от монотонности и повторяемости своей обычной жизни, от регулярных походов на работу и обратно, в контору, на завод, в детский сад, в автосервис, от гонки за достижениями, от планов и критериев. Далеко не все могут позволить себе медленную жизнь, и далеко не все к ней стремятся. Но можно помечтать, а ещё можно за две недели своего законного отпуска попытаться прикоснуться к этой медленной жизни, хотя бы ненадолго примерить её на себя.
И тогда рождается "хороший отпуск", как недолгая игра в медленную жизнь, и даже не столько в медленную, сколько в другую, не свою.
Приходят в действие механизмы общества потребления, и тысячи людей едут попробовать медленную жизнь в Провансе, а другие, наоборот, едут примерить на себя быструю жизнь Нью-Йорка, романтику Парижа или деловую атмосферу Лондона, поглядеть своими глазами, действительно ли в Сити всё так серо и жестоко, как показывает Голливуд.
Доступность относительно комфортного путешествия, плюс реклама, плюс социальные сети, приводят в движение огромные массы народа, и каждый стремится к своей личной неосуществлённой мечте. Человек хочет вырваться из рутины и увидеть другую жизнь, ощутить, испытать. Владимир Ланцберг ещё в 1971 с тоской смотрел на зелёный поезд, уходящий на север, и спрашивал, "чего мне мало, куда мне надо, в какие северные края?". А теперь стало возможно. И не просто возможно, а легко и комфортно. И не просто легко и комфортно, а ещё и модно, и престижно.
Как, Вы не были на плато Валенсоль и не видели своими глазами цветение лаванды? Непременно поезжайте, сфотографируйте и повесьте фото в фэйсбук, на зависть родственникам и знакомым, которые непременно порешат в следующем году обязательно тоже туда поехать, и тоже повесить фото в фэйсбук.
В результате на плато Валенсоль приедут тысячи людей, туда будут привозить автобусами организованные туры со всех концов мира, не считая личных автомобилей путешествующих самостоятельно. Каждый из них сделает достаточно типичное селфи на фоне заранее выбранной гидом достопримечательности, одного "выгодного" ракурса, и после этого все отправятся дальше, к новой "точке съёмки", а далее в "тот самый" ресторанчик (который знаменит тем-то и тем-то, прославился в таком-то фильме), сувенирный магазин и отель. Мелкие городки, интересные своей пасторальностью, своеобразным архитектурным стилем, тишиной, неспешным бытом, оказываются наводнёнными огромным количеством туристов, которые, впрочем, обеспечат заработком многие лавочки, кофейни, да и просто стоянки и заправки, да и сами места осмотра тоже будут платными. И всем хорошо.
Количество туристов в последние годы так возросло, что многие города всерьёз обеспокоены, вводят предварительную запись, ограничения по часам и количеству посетителей. По случаю, статья об этом была на главной странице CNN, как раз в тот день, что мы фотографировали плато Валенсоль.
Ирония жизни состоит в том, что большинство этих людей по настоящему не сможет ощутить прелесть медленной жизни. Ведь отпуск не бесконечный, и раз уж мы приехали из России, Израиля, Кореи и Китая на несколько дней в Прованс, Лондон или Нью-Йорк, то мы постараемся в эти несколько дней увидеть как можно больше. Не надо винить этих туристов в поверхностности. У них мало времени, и этот отпуск многого им стоил, а недостающую информацию всегда можно дополнить из интернета.
И вот так, постепенно, отпуск за отпуском, человек потребляющий превращает свою мечту в погоню за новыми селфи из разных мест. И везде будут гостиницы, трансферы, точки съёмки, сногсшибательно красивые места и удивительно однотипные фотографии в социальных сетях. "Медленная" жизнь фермера, как и "быстрая" жизнь мегаполиса, стала объектом потребления.
-- Вы уже сделали запад США?
-- Нет, в этом году мы сделаем восток, от Ниагары до Вашингтона, а запад отложим на следующий год.
Это реальный диалог, который я слышал от реальных людей на работе. Что примечательно, что не раз. Социальные сети обеспечивают вирусную рекламу по-настоящему красивым местам: на западе США - Йосемите, Каньон Антилопы, Йеллоустонский заповедник. На востоке - Ниагара, Нью-Йорк. Гугл-мапс позволяет самому спланировать маршрут, в Интернете легко найти информацию о гостиницах и всех необходимых услугах, поэтому даже самый скрытый, лежащий в стороне от видовых мест уголок может заинтересовать кого-то, найти своего зрителя. Каждый человек может построить свой собственный план прикосновения к своей мечте, свой собственный разрыв серой рутины, свой личный "хороший отпуск".
Фотографии, которые вы сможете получить в своём хорошем отпуске, что называется, "обладают рядом особенностей".
При должном умении и старании можно сделать очень качественные снимки, особенно если заранее правильно выбрать сезон, место, время дня и освещение, подобрать правильное оборудование. Опять же, качество полученного результата зависит и от количества времени, которое Вы способны уделить, а как раз с этим-то в отпуске и проблема. Погода не согласует свои планзы с Вашим бронированием гостиниц, автомобилей и перелётов. Вы можете сделать очень выразительный снимок небоскрёбов в тумане или подсолнухов под дождём, но любой местный житель имеет в десятки раз больше возможностей сделать целый цикл на тему Вашего любимого места в разные сезоны, при разном освещении, в разное время дня, а ещё -- о том, как это место меняется с годами.
Надо принимать во внимание и популярность места. Вы можете сделать прелестный снимок бруклинского моста, или новой достопримечательности на Хадсон Ярдс, но надо помнить, что одновременно с Вами там находится не меньше тысячи человек, и в этом месте каждый день проходят сотни тысяч или даже миллионы людей, поэтому существует сотни тысяч фотографий этого места, которые, возможно, качественнее или интереснее Ваших.
Но это только если задаться целью сделать непременно оригинальную или качественную фотографию. Большинство же людей хочет какую-то зацепочку на память, и то, даже не (с)только для того, чтобы потом вспоминать это милое путешествие, а для того, чтобы сейчас показать в социальных сетях, как мне сейчас хорошо и круто. И социальные сети заполняются одинаковыми бездарными фотографиями, где меняется только лицо человека, держащего селфи-палку.
В статье о вычислительной фотографии говорится о том, как создатели мобильного телефона придумали алгоритм для замечательных фотографий на фоне луны. Когда фотоаппарат распознаёт, что на снимке луна, он автоматически впечатывает на её место заранее заготовленный качественный снимок из базы данных с правильной экспозицией и правильным распределением цветов. Подобно этому, можно было бы всем желающим без всякого труда сделать фото на фоне лаванды, просто подставляя нужное лицо в нужное место. Фотографий этих полей и так в интернете миллиарды, любое отдельно взятое поле сфотографировано множество раз при любом освещении, так что можно было бы легко сделать снимок в любом месте в любом ракурсе, и при любой погоде. Но наша потребительская мораль говорит нам «нет, поезжайте туда сами, и, отстояв длинную очередь среди туристов на сорокаградусной жаре, сделайте точно такое же фото, как стоящие перед Вами и за Вами в очереди». Жаль, конечно, вместо очереди на селфи могли бы действительно просто впитывать действительность, а готовые фото получать на память в каком-нибудь автомате, который фотографировал бы вас на стоянке, и сразу автоматически размещал бы в соцсетях сочный репортаж с вашим лицом и прекрасными фотографиями. Дарю идею для стартапа.
В социальных сетях и блогах сохранился стиль "путевых заметок", только раньше заметки рассказывали тем, кто это не видел и не увидит, а теперь эти заметки говорят таким же, как мы "посмотрите, обзавидуйтесь, и сделайте то же самое". Каждый такой репортаж в соцсетях побуждает знакомых поехать туда тоже, рекламирует место, а зачастую, бывает, даже заказан или проспонсирован заинтересованными сторонами.
После такого краткого прикосновения к другой жизни человек возвращается в свою обычную рутину, так и не ощутив прелести "медленной" жизни. Богатство же не свалилось, как в фильме, надо продолжать работать и зарабатывать.
Да мы и не хотим "замедляться". Сидеть на террасе с любимой женщиной и неспешно потягивать вино мы сможем максимум несколько дней, а потом уже нечем впечатлять фэйсбук, надо ещё куда-то поехать, и там тоже сделать селфи. Очень немного есть людей, готовых действительно поселиться в таком месте навсегда, и найти в этом себя.
Да и сама эта идея медленной жизни -- тоже нарисованная для нас картинка-сказка, ведь у человека на ферме тяжёлая физическая работа, он встаёт чуть свет и работает долгий день, под палящим солнцем. С его точки зрения, это как раз я "замедлен", в своём кондиционированном офисе, с кофе и прочими прелестями. Он бы и сам так не против.
Хорошо, что у нас есть эта возможность, побегать за своей мечтой. Посмотреть про нас в фэйсбуке -- так мы только и делаем, что ездим по разным странам и приятно проводим время в красивых пейзажах. А на самом деле, большинство дней мы находимся в том самом офисе. Картинки из отпуска побудут "обоями" на "рабочем столе" компьютера. Цветные фотографии милых Вам мест на какое-то время разбавят строгие страницы офисных планировщиков. Да и сам офис, оказывается, не такое уж скучное и серое место, как принято показывать в фильмах. В нём гораздо комфортнее, чем на ферме, на лавандовом поле или винограднике. Можно заняться планированием следующего отпуска, чтобы попытаться прикоснуться к какой-нибудь другой жизни, и добавить новые типичные картинки в калейдоскоп стран и мест.
Хорошего вам отпуска!
Пока нет комментариев