5 ноября 1893 года родился Рой Эмерсон Страйкер.
Его отец владел фермой в Колорадо и подрастающий Рой Страйкер узнал не понаслышке о землеробах и сельском хозяйстве. Служба в пехоте во время 1й мировой войны дала Страйкеру возможность поступить на экономфак Колумбийского университета. После окончания учёбы он предпочёл остаться ассистентом у своего профессора -- Рексфорда Тагвелла. Тот, в свою очередь, преподаванию в университете предпочёл политику и вошёл в состав "мозгового треста" Франклина Рузвельта. После победы на президентских выборах Тагвелл (и вместе с ним Страйкер) стали работать на благо новой президентской администрации. Тагвелл возглавил проекты по восстановлению урона, который сельскому хозяйству нанесла Великая Депрессия и эрозия почв вследствие хищнической распашки и эксплуатации целинных земель. Страйкеру досталась фотодокументация хода этих проектов.
Дальше начинается мифология. Якобы благодаря усилиям Страйкера были созданы ~130 000 фотодокументов, собранных в фотоархиве FSA. Якобы это Страйкер собрал "дрим-тим" команду фотографов FSA. Якобы талант фотокуратора / фотопродюсера, которым обладал Страйкер, позволил осуществиться другим подобным инициативам, возглавляемым им -- фотопроекту Standard Oil (~67 000 снимков), фототеке Питтсбурга (~18 000 снимков).
Это миф, поскольку фотографов приводили и устраивали по знакомству на "хлебное место". Это миф, поскольку фотографы мучались, но терпели "эффективного менеджера", который с маниакальностью младшего препода пичкал их политинформацией и, мало разбираясь в фотографии, устраивал проработки / "фоторевью": "Ну а это зачем Вы сняли? А тут что такое? Мы для этого Вас плёнкой снабжаем и платим командировочные?" Только ради заработка такое можно было терпеть. При этом Д. Ланж, взбрыкивая, умудрялась публиковать в СМИ снимки, снятые для Страйкера, в обход администрации. При этом У. Эванс свои, пожалуй, самые известные работы по Великой Депрессии снял для совместной книги с Дж. Эйджи. В архив FSA они попали, так как несколько отпечатков Эванс подарил Страйкеру. Формально, эта работа выполнена вне проекта FSA.
Эффективный менеджер Страйкер до 1939 года успел "убить" многие тысячи негативов FSA, полагая что фотобильд должен действовать как препод со студенческими домашками. Он пробивал дыроколом отверстия в плёночных кадрах, физически выражая свой приговор. Фотографов это бесило, но три года с самодуром ничего нельзя было поделать. Теперь писать про black holes, пробитые Страйкером, могут все, кому не лень от авторов Петапиксела до Альджазиры. Это довольно популярная тема. Покурите в поисковике.
Итоги фотопроекта FSA при мало-мальски внимательном рассмотрении оказываются горой рядовых незамысловатых снэпшотов, покрытой очень тонким налётом из легендарных снимков, ставших своего рода лицом проекта. Работу по формированию такого имиджа проделали в MoMA. Сначала Стейхен, организовавший выставку, посвященную фотоотделу FSA, затем Шарковский. Но если посмотреть рефлексию / реакцию Европы на фотоархив FSA (тот же Барт и его последователи) -- она, мягко говоря, не соответствует тому видению, которое инсталлировано в США.
P. S. Роя Страйкера называют фотографом на том шатком основании, что он якобы дополнял свои университетские статьи фотографиями (чьими?). В архиве Страйкера, хранящемся в университете Луизианы фотографии, сделанные Страйкером, не значатся.
Пока нет комментариев