Призыв Барта мочить "Семью Человека" был единогласно подхвачен марксистской леваческой критикой. И это не случайно, если вспомнить, кем работал Стейхен.
В мае 1942 Стейхен открывает в стенах MoMA выставку "Дорога к победе". К выставке прилагалась книга. Тексты в книгу и к выставке составил Карл Сэндберг (который позже сделает то же для "Семьи Человека"). Выставка собрана из кадров от разных фотоагентств, около одной трети -- из архива фотопроекта FSA. MoMA до сих пор не сообщает имена фотографов, чьи снимки были задействованы. У выставки была гастрольная программа. Она побывала в Британии, Южной Америке и др.
Не будет преувеличением утверждать, что это был прототип "Семьи Человека". И можно добавить, что "Дорога к победе" открыла собой череду стейхеновских фотовыставок, в которых фотография играла совсем иную роль чем на выставках, курируемых Бомоном Ньюхоллом.
В 1944-м году Э. Стейхен закончил работу над пропагандистским фильмом "The Fighting Lady" о военных буднях на авианосце "Йорктаун"
youtu.be
Съёмки воздушных боёв сделаны ган-камерами, вмонтированными в самолёт для контроля эффективности вооружения. Фильм со сценами расстрела японских судов, самолётов, построек получил "Оскара" в 1945 году как лучший документальный фильм. См. на ~18й минуте. Нажатие на гашетку запускает параллельную «работу» пулемёта и киноаппарата.
Следующим был проект "Power in the Pacific". Часть кадров являются «остановленными», взятыми из фильма "The Fighting Lady". Фотографы не упоминаются, их имён нет ни в мастер-листе, ни в пресс-релизах выставки. Есть лишь указание о безымянных боевых флотских фотографах.
Дальше в 1947 Ньюхолл покидает стены MoMA и его заменяет Стейхен. Анзель Адамс пишет эмоциональное письмо, в котором объявляет Стейхена антихристом от фотографии.
С началом войны в Корее Стейхен проводит "Korea — the Impact of War in Photographs". Мастер-лист содержит имена фотографов (и тех кто в погонах тоже). В выставку включены портреты боевых фотографов. Релиз заканчивается словами Стейхена о том, что у выставленных фотографий есть важное сообщение для публики и что это сообщения публика получает, глядя на фотографии. Звучит уклончиво, но можно догадаться, о чём идёт речь.
Стейхен был не доволен приёмом (масштабом ?) выставки, и записал в дневниках, что эта неудача мотивировала его на мега-проект выставки "Семья человека". В новый проект он включил снимки военных фотографов. В частности, там есть номинированный на Пулицера снимок Алберта Чанга. В тихоокеанских "Звёздах и полосах" факт попадания снимка на экспозицию отметили и разъяснили своей аудитории, что этот успех поможет отразить коммунистическую военщину. Привели слова Стейхена: «Фотография Чанга с поля боя хранит в себе всю боль, печаль и сострадание, которые когда-либо выражались в живописных красках. Это одна из величайших картин, которые я когда-либо видел.» (См. правый край ряда фотографий на стене.)
Ну и кого может удивить огульная критика от представителей, ассоциирующих себя с коммунистической военщиной, и открыто противостоящих военщине американской, с которой союзничал (и в рядах которой много лет служил) Стейхен?
[Продолжение следует]
Пока нет комментариев