бн. Игорь Култышкин, жанр
Отзывов: 5. Напишите свой отзыв 
бн
Из серии от безделья.
Dolsi  ( # )
Это случаем не первый кадр пленки?
Очень похож:)
дон педро  ( # )
09:24, интригует время размещения снимка :-)
Игорь Култышкин  ( #   )
чем?
Вадим Раскладушкин  ( # )
Наша аудитория везде
Дата публикации: 19 Ноября 2003

получить по E-mail
версия для печати
Василий Шумов - поэт, музыкант, лидер группы "Центр" - объявил на своем сайте о начале работы над новым альбомом. Более того, он пригласил всех желающих участвовать в этой записи. Корреспондент РЖ встретился с Шумовым и поинтересовался, как же пишутся альбомы, если студия и автор находятся в одном месте, а исполнители - в других.

Те, кому "Центр" знаком по записям десятилетней давности, могут потеряться в догадках, что же случилось с Шумовым за эти десять лет. Для тех же, кто следит за выпусками альбомов, каждый новый релиз становится настоящим аттракционом, смысл которого становится все яснее и яснее - предугадать, в какую сторону на этот раз двинет музыкант, совершенно невозможно. Вместе с музыкой так же непредсказуемо меняется и поэзия. Песни с вышедшего в 1995 году альбома "Брюлик" были полны ярких метафор, легких переходов от темы к теме, ироничных куплетов и длинных гитарных проигрышей. Слушая альбом 2003 года, нет решительно никаких оснований верить тому, что он был сделан тем же человеком. Это социально окрашенные тексты, количество метафор в которых грозит обернуться нулем. Одна из черт этой поэзии - предельная конкретность во всем: в деталях и событиях, в описаниях, в обращении с такими явлениями как "маркетинг", "политика" и "смерть". Музыка мечется от забойного techno до мрачного ambient'a, тогда как голос остается таким, каким был и пять, и десять, и двадцать лет назад - серьезным, с ровной интонацией, без малейшего намека на богатство обертонов. И, между тем, эффект таков, что ни одна произнесенная строчка не теряется, а выступает как холм на относительно ровном электронном ландшафте. Для него это естественная среда обитания - не случайно Шумов живет в Лос-Анджелесе.

Русский Журнал: Василий, расскажите про новый альбом "Центра".

Василий Шумов: Пока говорить о "P5" преждевременно, альбом сейчас находится в стадии создания, и мы можем вернуться к этому вопросу, когда альбом будет закончен и представлен для рассмотрения на сайте.

РЖ: Тогда давайте остановимся на ваших последних работах. У меня появилось такое впечатление, что ко времени создания нового альбома у вас успевает абсолютно поменяться представление о способе создания музыки. Есть ли вообще что-то общее, что их объединяет?

В.Ш.: Четыре альбома, начиная с "Пластикозаменителя", схожи по технике создания вот в чем. На этих альбомах была апробирована и развита концепция "центробораторов". С развитием новых медиа и Интернета в конце 90-х годов у меня появилась идея, как можно делать альбомы группы "Центр" с составом, который не имеет точки приписки. Участники записи не должны находиться в одной студии, в одном городе, в одной стране. Даже личное знакомство друг с другом не обязательно. Постепенно дистанционное или медийное участие центробораторов приобрело более широкий смысл и усложнилось технически. Например, на "Пластикозаменителе" центробораторы записывали только свои голоса в речевой форме на заданный текст и затем присылали ко мне в студию по сети аудио файлы, которые я, в свою очередь, обрабатывал и вставлял в композиции. На других альбомах центробораторы играют на инструментах так, как будто я сидел перед ними в студии, и мы пробовали разные варианты партии гитары, голоса, клавишных.

РЖ: На последнем вашем альбоме ("МОЛОДОЙНАМОЛОДОЙ") довольно резко поменялась тематика ваших песен. Она стала более социально ориентированной. Но, что самое интересное, поменялась и сама поэзия. Вы стали реже пользоваться метафорами и чаще рассказываете некую "историю". Не меняется, пожалуй, только интонация. Будет ли ваш новый альбом продолжать в этом отношении то, что было сделано на "MНM"?

В.Ш.:Я стараюсь не повторяться и не делать новый альбом продолжением предыдущего. Все начинается с чистого листа. Постепенно накапливаются музыкальные идеи, вместе с идеями по поводу технологии, текстов для нового альбома. Для каждого нового альбома я стараюсь изменить инструменты, "софтвары", местоположение и все то, что имеет отношение к студии. Например, сейчас практически все, кто серьезно занимается музыкой, имеют свои домашние студии. Эти студии оснащены приличной техникой. Поэтому когда я записывал альбом "МОЛОДОЙНАМОЛОДОЙ", просто брал свой Mac Powerbook и несколько проводов и ехал в гости к гитаристу Фаст Фредди, и мы записывали гитары у него дома. Получалось, что не музыкант идет в студию, а, наоборот, студия и продюсер идут к нему сами.

На песне "Черное платье вдовы" мы использовали, среди прочих, одну из акустических гитар Фредди с нейлоновыми струнами. Это стало возможно только потому, что мы были в момент записи у него дома и был доступ ко всем 50-ти гитарам из его коллекции. Если бы он, как раньше, ехал бы в мою студию, то вряд ли бы он принес в мою студию с собой эту гитару...

РЖ: Вот, кстати, расскажите о Фаст Фредди. Чем он так примечателен, кроме того, что у него коллекция гитар?

В.Ш.: Фредди играет со мной с начала 90-х годов. Это профессиональный гитарист родом из Баффало.

У него большая коллекция электро- и акустических гитар, гитарных усилителей и разных гитарных примочек.

В разное время он играл со Spyra Gyra, Rick James и другими известными американскими составами. Сейчас он преподает гитару и играет вечерами в нескольких группах Лос-Анджелеса и Санта-Барбары.

Фредди играл на многих моих альбомах, приезжал со мной в Москву на гастроли 1996 году. В этом году он играл со мной на концертах "Центра" в Сиэтле, Бостоне и Нью-Йорке.

РЖ: А кто сейчас ваша аудитория? Вы же знаете, кто и откуда заходит на ваш сайт? Она вообще за последние годы сильно поменялась?

В.Ш.: На сайт "Центромания" заходят все, кто интересуется или что-то слышал о группе "Центр" или обо мне. Судя по географии поступающих на сайт вопросов, пожеланий, комментариев выходит, что аудитория находится везде.

В этом черта нашего времени, что наша аудитория чем-то схожа с атмосферой моей композиции "Маленькие Красные Огоньки", в которую можно добавить строку "маленькие красные огоньки на глобусе", и это будет как раз о нашей современной аудитории.


По поводу возраста аудитории приведу пример, как я беседовал перед концертом "Центра" в Нью-Йорке прошлым летом в клубе Elbow Room с парнем, который, по его словам, любит и коллекционирует "Центр" с 80-х годов. На вид парню было лет 40, его жене - лет 35, их сыну - лет 16. Все они оказались любителями и знатоками "Центра".

РЖ: Давайте продолжим тему возраста. Что касается "молодых", то это одна из ваших главных тем. И она, вместе с тем, развивается в совершенно непредсказуемом направлении. Например, на "Голливудском Васильке" есть песни, которые непосредственно обращены к "молодым", в которых молодость ассоциируется с каким-то выбором. А последний альбом (название, кстати, само за себя говорит) открывается весьма мрачными строчками о том, "кто такие - молодые"...

В.Ш.: У меня нет какого-либо определенного отношения к молодежи. Сам термин "молодежь" полностью обезличен и банален. Молодежь как правило ассоциируется с проблемами, бедностью, жалобами, преступностью, наркоманией, безработицей, пьянкой и прочими хорошо известными показателями. Вы имели в виду мой опус "Молодойнамолодой" (первый трек с одноименного альбома - РЖ). Но в конечном варианте этой композиции многое из текста осталось "за кадром", иначе бы это была бы не песня на альбоме, а отдельная опера. Вероятно, вариант текста получился не самым уж таким негативным. Вот для примера несколько строк не вошедших в трек:

Что представляет собой молодой
И кто такая у нас молодая?
А это этот х... с бородой,
А это с ним душевнобольная...
РЖ: Действительно, не самым... Тогда давайте поговорим о том, с кем вас связывают довольно длительные отношения. У вас на сайте выложена весьма примечательная книга Евгения Головина "Сентиментальное бешенство Рок-н-ролла". Расскажите об этой книге подробнее. К тому же, есть, видимо, и противоречия между вашими взглядами и взглядами Головина. Так, например, вы не раз говорили, особенно в 90-е годы, о своих позитивистских взглядах. Головин же ближе скорее к мистикам, но уж точно не позитивист. Он, по понятным причинам, не очень склонен обсуждать изменения в вашей музыке, отдавая предпочтение отдельным стихам, иллюстрирующим его философские положения.

В.Ш.: Книга написана Головиным в 1997 году. В то время это был единственный капитальный труд, в котором автор сделал личную интерпретацию группы "Центр" с позиции искусства, философии, мистики и ряда других мировоззрений. Эта книга является сама по себе произведением искусства вне зависимости от предмета повествования. К сожалению, рок-журналистика осталась на уровне выпуска новостей, иногда примодненного выпуска новостей. Все сиюминутно, мелко, суетливо... Когда просматриваешь разные книги, журналы о современной поп-музыке, то там просто нет ничего интересного. Все забито датами, цифрами посещаемости, покупаемости, датами смертей, разводов.

Прочитав книгу Головина, я узнал много интересного и содержательного, что, вероятно, и есть смысл хорошей книги.

РЖ: Да, но предмет повествования - это вы сами и ваша поэзия! То есть в книге Головина вы со всем согласны или все-таки есть расхождения? Ведь он писал не о том, как группа "Центр" появилась, а о том, почему она появилась и в каком контексте нужно ее рассматривать. Так или иначе, это интерпретация. Вопрос в том, насколько она уместна?

В.Ш.: Согласен или не согласен, за или против - эти понятия не подходят для данного творческого процесса. Наше совместное творчество с Головиным я могу представить как спонтанные пересечения вне времени.

Евгения Головина я знаю с 1978 года. В то время мне было 18 лет, и я только начинал писать свои песни. Евгений нередко был первым слушателем и критиком моих начинаний. Он старше меня на 22 года, и в то время у меня кроме него не было никого, кто бы мог полезно и интересно отозваться о моих первых шагах. В то же время Евгений писал свои песни, но он не планировал создавать группу или самому выходить на сцену. Несколько его песен и несколько фрагментов из них вошли в разные альбомы "Центра".

На более поздних альбомах "Центра" я сделал музыку к нескольким его текстам, таким как "Цивилизация Ларьков" и "Крапивное Пламя".

РЖ: Сегодня существует несколько ваших параллельных проектов. Один - группа "Центр". Другие - ваше мультимедийное искусство. Их, на первый взгляд, объединяет только линк, который стоит на "Центромании". Но понятно, что для вас проект Оffice of Any едва ли менее значим, чем сам "Центр". Расскажите, как это начиналось и как это связано с группой?

В.Ш.: Мой первый компьютер в 1990 году был Mac Classic. Для музыки я использовал секвенсор на этом Маc'е. Потом у меня появился Маc II, с цветным монитором и возможностью вставлять в него разные карты. Было очевидно, что этот компьютер может делать намного больше. Я нашел программу Director, которая была первой для создания анимации со звуком, а также создания интерактивных композиций.

Программа была довольно сложная. В тоже время я посетил несколько выставок, на которых демонстрировалось media art. Это произведения искусства, созданные на основе электронных технологий, том числе с программой Director, которую я постепенно осваивал. Все это сложилось для меня в единую картину того, куда движется современное искусство и как будет возможно расширять собственную деятельность из области музыки в новые арт-формы. Я поступил 1995 в California Institute of the Arts, что во многом помогло и расширило понимание и знание новых направлений в электронном, или цифровом, искусстве.

Находясь в институте, я создавал рад экспериментальных работ и спектаклей, сделанных с помощью компьютеров. По окончании института я продолжил создавать фильмы, инсталляции, спектакли, виртуальные коллажи и другие арт-работы как свободный цифровой художник. Также я развил медийные концепции того, как может работать современный ансамбль в условиях новых возможностей коммуникаций. Так как раз появились центорбораторы и сетевые альбомы "Центра".

РЖ: Расскажите о ваших перформансах. Как они были сделаны, кто в них участвовал, где они проходили?

В.Ш.: Многие мои работы выставлены на сайте www.officeofany.com в формате Quicktime. Этот сайт появился как результат серии моих коротких фильмов по общим названием "Офис Чего Угодно". Поэтому часть моих работ имеет сетевую дистрибуцию. Я сделал в прошлом году медийный спектакль Office of Any Live на основе моих фильмов и актерских импровизаций. Этот спектакль шел в маленьких теaтрах Лос-Анджелеса с участием нескольких актеров, видео-проектора и рок-гитариста.

Мой недавний экспериментальный фильм был создан по мотивам песни "Черное Платье Вдовы" (Widow's Black Dress) с адаптацией на возможное миропонимание американской вдовы в недалеком будущем. Может, вам покажется это странным, но по моим наблюдениям в Америке вдовы не испытывают такого горя и краха, как у нас. У них другой подход к этой теме. В этом фильме я сделал образ американской вдовы более контрастным, что можно выразить так: "Муж умер. Пора по магазинам". Сейчас этот фильм на пути к различным фестивалям, которые показывают экспериментальные фильмы.

РЖ: Когда Вы сказали про театр, я подумал, что довольно интересную параллель можно провести между тем, чем занимаетесь Вы, и, допустим, спектаклями-концертами Мамонова. Получается, такого рода распространение за пределы музыки - это не попытка рок-музыканта порвать со своим прошлым, чтобы освоиться в качестве современного художника, а естественное развитие, зачастую спасительное именно для музыки.

В.Ш.: Как ни странно, я не видел ни одного спектакля Петра в театре. Однако могу заметить, что автор, который постоянно работает и развивается, так или иначе будет пробовать различные формы для расширения, обогащения, разнообразия своего творчества. Современный автор находится в постоянном и интенсивном движении. Любые остановки, повторы, рациональные объяснения творческой стагнации, заискивания перед аудиторией, коммерциализация - являются некрологом художника, подписанным самим автором.

Беседу вел Валерий Золотухин

old.russ.ru
www.centromania.com
Игорь Култышкин  ( #   )
:) почти;)))
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.

Execution time 0.269746 sec