В русских сказках о животных Сибири медведь выступает либо как неговорящий, но понимающий зверь - враг человека и мира людей в целом, либо как оборотень с умением говорить по-человечьи, который также действовал с намерением навредить людям. Характерно, что в некоторых сказках название медведь не использовалось при условии, что остальные лесные животные назывались своими именами.
В конце ХIХ в. следы почитания медведя как особого лесного существа отмечены в различных районах Сибири. Бытовало убеждение, что эти животные понимают человеческую речь. Русские охотники в Якутии, убив медведя, считали своим долгом извиниться перед ним, а также, видимо, боясь последствий, говорили его “душе”: “Не я тебя убил, а тунгус” (аналогичным же образом поступали охотники коренных народов Сибири, возлагая однако вину уже на русского). Вера в сверхъестественные свойства медведей, табуирование их мяса для еды и пр. фиксировалось в прошлом у русских проживающих на северных территориях Европейской России.
Предохраняющие от нападения зверя обереги сибиряков включали обращение к Христу или Богоматери: например при встрече с медведем сургутяне говорили: “Ну, Христос с ним, пускай он идет, ему золота дорога, а нам говна...”
В русских сказках о животных Сибири медведь выступает либо как неговорящий, но понимающий зверь - враг человека и мира людей в целом, либо как оборотень с умением говорить по-человечьи, который также действовал с намерением навредить людям. Характерно, что в некоторых …
Весь текст
Без комментариев