Дума о вещем Олеге. Валерий Шевяков, горы, кавказ, туризм
Отзывов: 3. Напишите свой отзыв 
Дума о вещем Олеге
Адыгея. Июнь 2008г.
Дмитрий Шарко  ( # )
Хорошо!

Вещий Олег (т. е. знающий будущее) (умер в 912 г.), - великий древнерусский князь, что пришёл к власти сразу после легендарного Рюрика - первого правителя Руси. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега - "вещий" - относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий.
В древнерусских летописях говориться, что, умирая, первый правитель Руси Рюрик передал власть родственнику своему Олегу, так как сын Рюрика, Игорь, бал мал годами. Сей опекун Игорев скоро прославился своей отважностью, победами, благоразумием и любовью подданных. Он успешно правил 33 года. За это время он покняжил в Новгороде, занял Любеч и Смоленск, сделал Киев столицей своего государства, покорил и обложил данью ряд восточнославянских племен, совершил удачный поход на Византию и заключил с ней выгодные торговые договоры.
Подвиги Вещего Олега начались с того, что в 882 г. он совершил поход в землю кривичей и захватил Смоленск. Затем, спустившись вниз по Днепру, взял Любеч, обманув и убив правивших в Киеве варяжских князей Аскольда и Дира. Олег захватил город, где и утвердился, став новгородским и киевским князем. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства – Киевской Руси, с центром в Киеве.
В 907г. киевский князь Олег привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого, кроме киевской дружины, вошли отряды воинов из зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники - варяги. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и в 911 г. заключен выгодный для Руси мирный договор. Согласно договору, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, имели привилегированное положение.
В знаменитом договоре Олега с греками 912 года, заключенном после блистательной осады Царьграда и капитуляции византийцев, нет ни слова о князе Игоре (877-945) - номинальном властителе Киевской Руси, опекуном которого был Олег. То, что Олег Вещий - первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил ее пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, отстоял легитимность Рюрикова престолонаследника, нанес первый смертельный удар по всевластию Хазарского каганата.
До появления на берегах Днепра Вещего Олега и его военной дружины "неразумные хазары" абсолютно безнаказанно собирали дань со всех соседних славянских племен. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец попытались даже насильно навязать совершенно чуждую русскому народу идеологию, религию исповедуемую хазарами - иудаизм.
Наконец, третье событие, воистину эпохальное, появление письменности на Руси. Имена солунских братьев - Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности, появляются в "Повести временных лет" также под 898 годом. Князю Олегу мы обязаны не только утверждением авторитета державы, но и величайшим деянием, значение которого сравнимо разве что со свершившимся спустя 90 лет принятием христианства. Это деяние - утверждение грамотности на Руси, реформа письменности, принятие азбуки на основе кириллического алфавита, коим мы пользуемся и по сей день.
Само создание славянской письменности совпало с появлением на Ладоге и в Новгороде Рюрика с братьями. Разница же - не во времени, а в пространстве: русские варяги объявились на северо-западе, а византийски грек Кирилл (в миру Константин) начал свою миссионерскую деятельность на юге. Ориентировочно в 860-861 годах он отправился проповедовать в Хазарский каганат, под властью которого в то время находилось большинство русских племен, а по окончании миссии удалился в малоазийский монастырь, где и разработал славянскую азбуку. Произошло это, скорее всего, в том же самом 862 году, когда в русской летописи зафиксировано пресловутое призвание князей. 862 год не может подвергаться сомнению, ибо именно тогда Кирилл и Мефодий отправились в Моравию, уже имея на руках разработанную азбуку.
В дальнейшем славянская письменность распространилась на Болгарию, Сербию и Русь. На это ушло почти четверть века. Какими путями и темпами это происходило на Руси - остается только догадываться. Но для повсеместного утверждения новой письменности одного "самотека", разумеется, было недостаточно. Требовалось государственное решение и воля авторитетного правителя.
Суровый и непреклонный волхв, облеченный властью, он, надо полагать, весьма нетерпимо относился к христианским миссионерам. Олег взял у них азбуку, но не принял учения. Как вообще относились в те времена к христианским проповедникам славяне-язычники, хорошо известно из западноевропейских хроник. Балтийские славяне до обращения их в христианство расправлялись с католическими миссионерами жесточайшим способом. Не приходится сомневаться, что борьба не на жизнь, а на смерть происходила и на территории Руси. Возможно, не последнюю роль играл в этом и князь-жрец Олег.
После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы.
www.mystic-chel.ru
Валерий Шевяков  ( #   )
Спасибо за ссылку, с интересом прочитал. Я недавно был в р-не г. Белая Калитва, ездили за 200км. специально посмотреть на сопки "Две сестры" travel.donrise.ru
travel.donrise.ru
и возник вопрос, а в той-ли местности произошла битва князя Игоря с половцами? н-р: www.shakhty.su ведь за 17 дней пройти тысячу с лишним вёрст до Белой Калитвы войску с обозами вряд-ли под силу? Попалась статья (Александр Миловский "Где течешь ты, Каяла-река?" в альманахе "Ветер странствий 19" за 1984г, так там профессор Харьковского пединститута доктор филологич. наук Гетманец занимался поиском места битвы князя Игоря. Вместе со студентами выезжал на протяжении 10ти лет на места, и пришёл к выводу, что битва происходила в районе между донецкими городами Изюмом и Славянском, где, по разделяемой им версии краеведа Н.В.Сибилева, происходили основные события Игорева похода. Я склонен верить ему. А как Ваше мнение?
Alexander Chelmodeev  ( #   )
"...Так склоним же голову в знак неоплатной признательности перед великим сыном земли Русской - Вещим Олегом: князь-язычник и великий воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозной ограниченностью во имя развития культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных сокровищ - славянской письменности и русской азбуки."

Виктор ГОРОБИНСКИЙ

А всё это списано здесь: Валерий ДЕМИН ЗАГАДКИ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ (bormar.narod.ru)
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.

Execution time 0.149508 sec