Станица Нижнебаканская. Многодетная семья. Прихожане местного православного храма. Глава семьи - Олег Пономарев – военный пенсионер, ветеран Афганистана. Ушел из армии, когда пенсии хорошие не начислялись, а потому пенсия невеликая. После вывода войск из Афганистана, добровольно ездил туда участвовать в восстановительных работах. Подхватил малярийную лихорадку.
Жена – Елена – работает в школе искусств уборщицей. Двое старших детей живут самостоятельно. С родителями живут – 18 летняя дочь Иоанна – клирошанка храма, учится на регента; 12 летний сын Михаил и младшая, 5 летняя дочь Анна.
Олег узнал о беде, находясь на работе в Новороссийске – работает в ЧОПе. Связи не было – ни сестра, ни жена, ни родители жены не отвечали. Олег помчался домой, но перевал был закрыт. Сутки не мог попасть домой. В 4 утра, 7-го числа был один звонок – жена успела прокричать: «нас топит, сидим на чердаке», - и связь прервалась. Можно представить, что пережил человек за эти сутки. Добрался до семьи только к ночи, – слава Богу, все были живы. Дети, жена и престарелые родители жены умудрились забраться на чердак и спаслись. Дом устоял. Дочь Иоанна в эту ночь была в церкви – пекли церковные хлеба. Когда в церкви их застигла вода, Иоанна с ещё одной женщиной спасались на печах.
На глазах у детей погибли две собаки. Елена пыталась спасти одну, но у той были щенки, и она легла на них, пытаясь их защитить от стихии, - так их и занесло илом. Дети очень тяжело переживают гибель собак.
В результате пережитого – у Олега инсульт. Слава Богу, в легкой форме и своевременно оказали помощь. Руководство предприятия, в котором работает Олег, приезжало к семье. Оказали некоторую помощь, дали отпуск. Восстанавливать здоровье приходится с лопатой и тачкой. Отпуск заканчивается. Семье дали палатку, но в связи с необходимостью Олегу уезжать на работу, – переехали в дом. В палатке жить опасаются – живут на реке, в стороне от центра, - боятся мародеров. Все знают о полученных 10 000 на человека и без мужчины боятся потерять эти единственные на сегодня деньги. В поселке на этих улицах нет регулярных патрулей, в отличие от Крымска, где по всему городу каждая улица круглосуточно патрулируется полицейскими со всей России.
Дома очень сыро и пахнет плесенью, несмотря на почти ежедневную сорокоградусную жару. Полы вскрыты – ходят по доскам - из стен и грунта испаряется влага и лезет плесень. Окна закрывать в таких условиях невозможно, - держат их открытыми. Но тут другие проблемы – полчища комаров и, что ещё тяжелее, - бесконечные клубы пыли. Рядом проезд на реку и целый день ходит тяжелая техника, поднимая пыль от высохшей «муляки» - ила. Слой пыли стал уже постоянным атрибутом жизни в Крымске и Нижнебаканском. В Нижнебаканском поливают дороги только возле администрации.
Дом внешне в очень плохом состоянии, пережил уже два наводнения, и вряд ли переживет третье. А уверенности, что третьего не будет, никакой нет. Полы по земле. Фундамент – камень на глине. Стены - блок керамзитобетонный на глине. Всё раскисло. БТИ оценивает состояние домов очень приблизительно. Экспертиза, как таковая, не проводится – только визуальный осмотр сотрудниками БТИ. Профессиональный уровень таковой экспертизы сомнителен. Трещины по стенам, по оконным проемам, по потолку, усадки фундамента мало добавляют уверенности в надежности дома. Сотрудники БТИ говорят, что ничего страшного - капительный ремонт. Олег переживает, что вложив выделенные деньги в капремонт, получит в результате дом, в котором жить будет просто страшно. И если что-то с домом произойдет – останется без дома и без денег.
Практически всем жителям Нижнебаканского необходима юридическая поддержка и независимая профессиональная экспертиза состояния домов,– но это стоит денег, а с ними, как можно догадаться, не очень хорошо.
Денежные проблемы Пономаревых усугубляет кредит 350 000, полученный в Сбербанке, на который купили новую мебель и бытовую технику. Большинство из всего этого даже не успели распаковать – так, в упаковке, и нужно выбрасывать. Целой осталась только новая газовая плита, которая на фоне всего остального выглядит предметом из другого мира. Будет ли амнистия кредита или реструктуризация долга – не знают. Пока не до того.
После затопления помощь оказывали волонтеры, они же обеспечили продуктами и водой. Волонтеры хорошо помогли в расчистке дома. Потом присылали солдат - срочников войск МЧС. Олег с горечью рассказал, что, увы, не к чести войск, помощи практически не оказали, – как только уехало начальство, солдаты просидели в тени полдня. Потом, после настойчивой просьбы помочь, взялись помогать. Часа через полтора прокололи колеса обоих тачек, на которых до этого волонтеры и сам Олег вывезли в течение двух недель тонны ила и мусора, бросили сломанный инструмент и ушли. Теперь остались ещё и без тачек, хорошо, что лопатами люди снабдили с запасом. Теперь мечтает о хорошей строительной тачке – завозили, как правило, садовые тачки, которые не предназначены для такой тяжелой работы. А те, что были, усиливались болтами, проволокой.
К сожалению, работа армии по помощи пострадавшим зачастую организована не системно. В одной части поселка нарадоваться не могут на помощь войск, – как правило, контрактников МВД, - в другой печалятся об отсутствии помощи. Увы, это результат отсутствия какой-либо работы местной администрации на местах. Никакой информационной базы о состоянии домов, о пострадавших так и не было создано. Как позже выяснилось, такую базу создали студенты волонтеры, но администрация даже этого не использовала. Помощь оказывается так - командиры ходят по поселку, спрашивают людей и направляют подразделения на основе увиденного и услышанного. В администрации дают обобщенную информацию – в каком районе поселка есть пострадавшие. Вот и выходит – где-то густо, где-то пусто.
PS прошло полтора года. Люди в поселке отстраиваются, ремонтируют дома и ждут следующего наводнения.
Станица Нижнебаканская. Многодетная семья. Прихожане местного православного храма. Глава семьи - Олег Пономарев – военный пенсионер, ветеран Афганистана. Ушел из армии, когда пенсии хорошие не начислялись, а потому пенсия невеликая. После вывода войск из Афганистана, добровольно ездил …
Весь текст