2-й Садовый и Трёхколенный мосты
На переднем плане - 2-й Садовый мост (военный декор решетки); на втором плане - Трёхарочный мост (театральный декор решеток); на третьем плане слева – здания Главных императорских конюшен (XVIII - XIX вв.), справа – быв. Служебный и Конюшенный корпус (1863 г.), в центре - доходные дома XIX в.
2-й Садовый мост через Мойку расположен северо-западнее Михайловского сада, в створе проезда Марсова поля. С середины XVIII в. до 1828 г. на данном участке реки Мойки существовал деревянный Театральный мост, названный так из-за располагавшегося рядом в конце XVIII в. “Вольного Российского театра”. Мост был разобран в связи с постройкой ансамбля трехарочного Театрального и Мало-Конюшенного мостов.
В 1876—1877 гг. из-за прокладки трамвайной линии вновь сооружен мост. Он представлял собой однопролетный металлический балочный мост со сквозными открытыми фермами на чугунных сваях, предназначавшийся для конно-железной дороги. В 1935 г. был земенен трехпролетным балочным деревянным.
В 1960—1961 гг. по проекту архитектора И. Н. Бенуа вместо деревянных перил на мосту установлена чугунная ограда художественного литья — копия существовавшей некогда на мосту через реку Таракановку у Нарвских ворот, построенного в 1830-е и засыпанного вместе с соответствующим участком реки в 1920-е. Вид перил, выполненных по рисунку В.П. Стасова, был воссоздан по старым фотографиям инженером П.П. Степановым, архитекторами-реставраторами А.Е. Поляковым и И.Н. Бенуа и скульптором Г.Ф. Цыганковым.
Современный мост был возведён в 1966 — 1967 по проекту инженера Е. А. Болтуновой и архитектора Л. А. Носкова.
Тройной мост (Трёхарковый, Трёхколенный) — неформальное название уникальной мостовой композиции в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки, состоящей из сходящихся в одной точке Мало-Конюшенного моста через Мойку, Театрального моста через канал Грибоедова и сухопутного моста-дамбы между двумя реками (иногда называемого Пешеходным мостом (Ложный мост или Фальш-мост)).
В 1807 г. при реорганизации пространства вокруг Марсова поля арх. К. И. Росси предусмотрел создание двух необычных мостов, опирающихся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, а другими — на общую опору в середине Мойки. Тогда же впервые возникло название Трёхарочный мост, хотя официально за двумя частями композиции оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики — Мало-Конюшенный (через Екатерининский канал, 1716 г.) и Театральный (быв. Перво-Конюшенный, через Мойку, сер. XVIII в. – назван от городского деревянного театра (1770-е - 1797 гг. – снесен для проведения военных парадов) на Царицыном лугу (Марсовом поле), на сцене этого театра состоялась премьера комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"). Мосты были построены в 1829—1830 гг. под руководством В. К. Треттера по проекту, в окончательном виде подготовленному Е. А. Адамом. Последний предполагал, что ограды и фонари мостов должны будут отличаться по оформлению, но Треттер настоял на том, что составляющие единую композицию мосты и оформлены должны быть единообразно. По проекту инженеров эти два моста объединяются в мостовую композицию, не имеющую аналога: Мало-Конюшенный мост устанавливается строго по оси канала Грибоедова, а под углом к нему подведены пролеты Театрального. У этих мостов общая средняя опора.
К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает арка ложного Пешеходного моста. При одинаковой ширине (около 15,6 м) Театральный и Мало-Конюшенный мосты заметно различаются по длине: 23 м и 18.5 м соответственно. На концах Мало-Конюшенный расширяется до 19 м. Арочные пролеты мостов состоят из чугунных секций, соединенных болтами.
Все три моста имеют одинаковые торшеры и чугунные перильные ограждения, оформленные в стиле позднего классицизма. В декоре преобладают элементы растительного орнамента. Решетка выполнена из круглых стержней с капителями в виде нераспустившихся бутонов. В центре звена - театральная маска Медузы Горгоны и месяц, окружённые ветвями и пальмовыми листьями. На общем фоне красиво выделяются детали, покрытые сусальным золотом. Металлические элементы мостов изготавливались в 1819—1829 гг. на казенном Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге, а также на Александровском Олонецком чугунолитейном заводе.
Ансамбль Тройного моста уникален в мировой практике и относится к шедеврам мостового зодчества. Исторический облик мостов сохранён до наших дней без существенных изменений. Только в 1936 году в ходе капитального ремонта мосты подверглись незначительной модернизации: мостовое полотно было заасфальтировано, а тротуары отделены от проезжей части высокими гранитными поребриками. В ходе реставрации 1952 года был восстановлен декор фонарей и оград. Последний раз мостовой ансамбль реставрировался в 2001: тогда мостовое полотно было заново вымощено отёсаным камнем, а автомобильное движение по мостам прекращено. В 1952-1953 г. по проекту архитектора А. Л. Ротача восстановлены утраченные торшеры, фонари и решётки ограждений. В 1989 - 1991 гг. мосты укрепляются и реставрируются но проекту инженера Г. Н. Брудно.
Санкт-Петербург, 9 июня 2010 года
На переднем плане - 2-й Садовый мост (военный декор решетки); на втором плане - Трёхарочный мост (театральный декор решеток); на третьем плане слева – здания Главных императорских конюшен (XVIII - XIX вв.), справа – быв. Служебный и Конюшенный корпус (1863 …
Весь текст
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти
или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.