(1840-1900); «лейб-фотограф русской литературы».
Константин Александрович Шапиро родился в 1840 году в городе Гродно в бедной еврейской семье. Детство и юность прошли в тяжелых материальных условиях. С детства мальчик тянулся к образованию, любил сам сочинять стихи и рисовать. Достигнув юношеского возраста, покинул дом и отправился странствовать по свету пешком. В 1868 году судьба привела его в Вену, которая в то время была «родиной» многих новшеств в фотографии. Здесь в Вене Константин Шапиро овладел самыми передовыми навыками фотографического дела. В конце 1868 начале 1869 года Шапиро появился в Петербурге с надеждой открыть собственное фотографическое заведение.
Законы и порядки в России того времени были таковы, что юноше еврейской национальности было невозможно открыть собственное дело: ему пришлось принять православие, после чего ему разрешили открыть фотоателье на Невском проспекте. Венские уроки не пропали даром: «Светопись и Живопись К. Шапиро» была отмечена почетным дипломом на Всероссийской Мануфактурной выставке 1870 года в Петербурге за фотографические портреты. Это была первая выставка фотографа. К 1879 году у Константина Шапиро снялась почти вся интеллигенция Петербурга и Москвы, и ему пришла идея (по подобию А. Э. Мюнстера, который издал литографированную галерею деятелей России в 1860 –х годах) выпустить фотографическую галерею. Газета «Московские ведомости» 13 января и 2-го февраля 1880 года писала: «Портретная галерея Русских литераторов, ученых и артистов, изданная фотографом Шапиро (Спб., Невский проспект№30)». Первый выпуск заключает в себе снятые с натуры, in folio, портреты И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского. Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова (Щедрин) и И.С.Тургенева. Каждый портрет окружен художественно исполненной рамкой, оригиналом для которой послужил бордюр с хранящейся в Императорской Публичной библиотеке челобитной царю Алексею Михайловичу. К каждому портрету приложен лист с краткой биографией на русском и французском языках. Продается в фотографии Шапиро и в Москве у Мамонтова, Готье, Пушкарева (книжный магазин «Свет и Тени»), Глазунова, Аванцо и др. известных книгопродавцев… «Фотографии эти были гораздо больше так называемого кабинетного формата».
На протяжении многих лет фотоателье Шапиро находилось на Невском проспекте дом №30. В конце 1881 в начале 1882 года ателье переместилось в дом №32 по Невскому Проспекту (в дом Римско Католической церкви).
И в это же время на обороте бланка вместе с новым адресом появляется запись “Фотограф Императорской Академии Художеств”. На Всероссийской Художественно Промышленной выставке 1882 года в Москве К. А. Шапиро выступил с развернутой экспозицией “Портретной галереи”. Вот что о нем писал обозреватель Лев Владимиров 1 июля 1882 года в газете “Московские ведомости”: “ Петербургский фотограф К. А. Шапиро, предпринявший издание “Портретной галереи” русских литераторов, ученых и артистов, в настоящее время поместил на Выставке во второй группе образцы портретов, входящих в состав указанной “П. г.”. Мысль г. Шапиро, несомненно, прекрасная, и нельзя не пожелать дальнейшего успеха его предприятию. Каждый выпуск галереи содержит пять портретов …
Г. Шапиро приступает в настоящее время к другому более дешевому Народному изданию портретов литераторов и ученых, под названием “Русского Пантеона”, в котором будут помещаться фотографические портреты как современных, так и умерших уже известных деятелей наших на поприще литературы и искусства. Для Пантеона уже заготовлено 138 портретов” За свои работы на Художественно- Промышленной выставке 1882 года в Москве Шапиро получил бронзовую медаль. За издание дешевого Народного Пантеона Шапиро был удостоен большой серебряной медали ( высочайшей почетной награды за полезный труд) от Императора Александра 111 в 1883 году.
В 1884 году на обороте бланков фотографа появилось сообщение, что он был участником выставки в Мадриде.
Современники оценили творчество фотографа художника. Уже в 1884 году в альбоме “Наши знакомые. Фельетонный словарь современников.1000 характеристик” Вл. Михневича одна из страниц (248) была посвящена фотографу: “Шапиро, известный петербургский фотограф, сколько искусный, столько и предприимчивый, совершил нечто более сверхъестественное, чем библейский Ной. Ной собрал с помощью Божьей в своем ковчеге всех чистых и нечистых тварей. то удивительно, но г. Шапиро, собрав воедино в своей портретной “галерее” всех российских писателей, столь разрозненных всяческою враждою, дал пример несравненно удивительнейший. Вообще, г. Шапиро по праву может титуловаться лейб–фотографом русской литературы и русского искусства.Увековечивает он не только самих деятелей этих профессий, но и их творения, как это показал его замечательный опыт изображения гоголевского Поприщина в исполнении Андреева Бурлака”. Предприимчивый фотограф украшал свою витрину портретами известных и популярных людей. В его ателье неоднократно снимался А. П. Чехов со своими друзьями писателями и актерами. Брат писателя Александр Павлович Чехов, живший в Петербурге, увидев выставленный в витрине фотографа портрет Антона Павловича, раздраженно писал ему: “Шапиро выставил твой портрет. Публика любуется и находит гениальные черты и в глазах, и в носу, и в складках губ и проч. Прислушался раз к восторгам барынь, взвизгивавших у витрины, возмутился, плюнул и ушел…Всякая медаль имеет оборотную сторону: не всегда приятно быть и популярным человеком” (26 апреля 1889 года). В 1896 году на углу Большой Морской и Невского проспекта №13/12.Однажды в фотографии Шапиро был пожар, где погибло много работ и огромное количество негативов. Это страшное событие нашло отражение в письмах современников. Так известный юрист Анатолий Федорович Кони сообщал А.П.Чехову 24 ноября 1900 года из Петербурга: “Как нарочно у меня осталась лишь одна карточка (А.П.Коломнина, зятя А.С.Суворина Т.Ш.), негатив которой погиб при пожаре фотографии Шапиро”.
Умер Константин Александрович Шапиро в Петербурге в 1900 году. О поэтическом наследии К.А.Шапиро подробно написано в еврейской энциклопедии. Фотографическое наследие художника очень богатое и исторически ценное.