В последние годы все чаще и чаще появляются статьи и эссе с пассажами, авторы которых рассуждают о времени. О его постоянно нарастающем темпе, о необходимости все успеть, о трюках совмещения успевания и замедления. Кинематографисты, играя с темой, снимают фильмы о скачках по эпохам и вселенным. Фотографы придумывают проекты о стратегиях адаптации и побега. Кому-то в стремительно несущемся с горы поезде отчаянно весело, а кто-то все так же хочет «остановить Землю и сойти».
Новый угол зрения на многозадачность во время быстрой чумы в книге «Конец эпохи self-help. Как перестать себя совершенствовать» предлагает датский профессор психологии Свен Бринкман. Современную культуру он считает машиной парадоксов и приводит массу примеров из истории развития общества, подтверждающих этот тезис:
«Природа культуры ускорения – аппарат, производящий парадоксы. […] Парадоксально, что протест против системы сегодня выражается в бездействии. Парадоксально, что стремление к чему-то конкретному одновременно лишает нас возможности это получить. Парадоксально, что оказание помощи человеку ведет к тому, что он становится зависимым от помощи. […] В культуре ускорения постоянные требования креативности, новаторства и улучшения результата только укрепляют существующий (бес)порядок.»
Шокируя и возмущая коллег-позитивистов, призывающих к непрерывному поиску себя, саморазвитию и самореализации, Бринкман задается вопросами: а что, если привычка и установившийся порядок имеют гораздо больший потенциал, чем постоянные слоганы об обновлении? Вдруг тот, кто осмеливается быть «как все» и есть – настоящий индивидуалист?
Датский исследователь подвергает сомнению искренность как самоценность, а необходимость постоянно прислушиваться к «внутреннему голосу» – как единственное верное руководство для принятия решений. «Вне всяких сомнений, лучше быть ненастоящей матерью Терезой, чем настоящим Андерсом Брейвиком. – пишет он. – На самом деле, ничего ценного в том, чтобы просто быть самим собой, нет. Зато ценность есть в том, чтобы выполнять долг по отношению к людям, с которыми вы связаны, и неважно, насколько вы «искренни», когда это делаете».
Не минули последствия временных парадоксов и область фотографии. Изначально призванные сохранить память, сегодня изображения, заливаемые в сеть, – неотъемлемая часть рутины со сроком годности в сутки, игра в количество, а не качество, в «казаться», а не «быть». Документ не памяти, но неутомимого желания демонстрировать те самые искренность, индивидуальность и вечное счастье, которые так надоели Свену Бринкману. Желания, которое, при ближайшем рассмотрении, оказывается не таким уж безобидным.
По результатам опроса, недавно проведенного Движением за здоровье молодежи (YHM), входящим в состав Королевского общества общественного здоровья (RSPH), Instagram, одна из самых популярных площадок обмена фотографиями, была названа и одной из самых опасных для психического состояния пользователей. Пагубным сочтено воздействие ресурса на восприятие молодыми людьми своего тела и на качество их сна. Среди других малоприятных эффектов – повышенная тревожность, депрессия и страх не успеть поделиться снятым, оказаться «вне зоны доступа». Ратуя за формирование адекватной самооценки подрастающего поколения, организаторы исследования призывают социальные медиа ввести специальное оповещение, которое предупреждало бы пользователей о том, что просматриваемая ими фотография обработана. А значит – далека от реальных пропорций запечатленного на ней человека и требует критического взгляда.
Также, считают организаторы опроса, платформы должны помогать идентифицировать пользователей из группы риска – тех, кто уже имеет признаки зависимости. Руководство Instagram разделяет такую обеспокоенность: в мае 2018 оно заявило о работе над новой опцией «Usage insights», которая позволит пользователям узнать статистику по времени, проведённом в Instagram. Но кто может быть уверен, что подросток, осознавший зависимость от приложения, захочет взять на себя ответственность и изменить поведение?
А пока лидеры онлайн-платформ решают, как минимизировать негативное влияние Интернет-присутствия на здоровье пользователей (и, возможно, заработать на этом еще больше), а научные работники – придумывать названия для новых психических расстройств, торопливый мир продолжает давать поводы для исследований.
В своем «Конце эпохи self-help» Бринкман приводит эпизод британской комедии «Житие Брайана по Монти Пайтону» (1979), где главный герой, которого все считают мессией, обращается к последователям с призывом отказаться идти за ним и начать «думать самостоятельно». «Вы все личности! – пламенно заканчивает он речь. – Делайте то, что сами считаете правильным!» На что толпа в один голос отвечает: «Да, мы все личности». И только один человек говорит: «А я – нет». Думаете, у него было бы много подписчиков в Instagram?