Fotofest 2012, Хьюстон, 2014. На выставке молодых российских фотографов. © Андрей Безукладников

PDN опросил пять опытных коллекционеров на тему о том, какие отпечатки они покупали в последнее время, где они нашли фотографов, работы которых стали впоследствии собирать, и как они учитывают такие факторы, как размер тиража, цена отпечатка и репутация автора.


Джоан Моргенштерн (Joan Morgenstern), Хьюстон

«Если я смотрю на фотографию, и мои руки начинают чесаться, я понимаю, что у меня проблема, потому что я хочу держать её в руках, чтобы она принадлежала мне», — говорит Джоан Моргенштерн, коллекционирующая фотографии любого жанра и содержания. «Я научилась никогда не говорить, что я не собираю фотографий из такой-то области, потому что уверена, что и там рано или поздно попадётся картинка, которую я полюблю».

Когда Джоан начинала собирать фотографии в середине 80-х, она думала, что купит пару отпечатков мастеров вроде Майнора Уайта (Minor White) и Гарри Каллахана (Harry Callahan). Однако, когда она связалась с Хьюстонским фотофестивалем и Хьюстонским центром фотографии и повстречалась с фотографами, «оказалось, что мне не так интересны те, кого я называю „классиками фотографии“, как новые фотографы». Она следила за работой таких авторов, как Дейв Андерсон (Dave Anderson), Фрэнк Ямрус (Frank Yamrus) и Винсент Чианни (Vincent Cianni), с которыми познакомилась на фотофестивале. Моргенштерн любит обсуждать с художниками, как их проекты обретают форму. «Это замечательно, следить за развитием идеи с самого начала, как она растёт и как работает в результате».

Последняя покупка Моргенштерн — одна из работ Кейт Брики (Kate Breaky). Также она покупала отпечатки работ Лисы М. Робинсон (Lisa M. Robinson), Тома Бэрила (Tom Baril), и Джека Спенсера (Jack Spencer). В последнее время, по словам Джоан, она меньше собирает для себя, и обычно покупает работы, чтобы подарить их Музею изобразительных искусств Хьюстона.

Как сопредседатель иудейской благотворительной организации в Хьюстоне, Моргенштерн также подбирает работы для приобретения Robert I Kahn Gallery, существующей при синагоге. Эта галерея владеет примерно 600 произведениями. Большая часть фотографий, купленных для синагоги, по словам Моргенштерн, посвящены Иудейской тематике, темам гражданских прав, или этическим проблемам. Другие же сделаны фотографами иудейского происхождения, такими как Натан Двир (Natan Dvir) и Михал Ровнер (Michal Rovner).


«Мне совершенно безразлично, какая использовалась камера, какой процесс печати или плёнка. Я не интересуюсь техникой, не „технарь“. Я смотрю на картинку и думаю о том, что она говорит мне», — отмечает Моргенштерн.


Она добавляет, что её дом невелик, поэтому она не увлекается огромными отпечатками, хотя и приобрела работы Томаса Келльнера (Thomas Kellner) и Сьюзен Кей Грант (Susan Kae Grant).

Размер тиража она оставляет на художника. Она спрашивает о цене. «Я не люблю торговаться с автором. Я просто хочу знать, во что он оценивает свою работу». Если художник, с которым она разговаривает, начинающий и кажется, что он оценивает свою работу слишком дорого, «Я скажу об этом, — объясняет она. – Я спрошу: „вы хотите сказать, что ваша работа стоит 2000$, или вы хотите её продать?“».

Джим Фиттс, Бостон

Как креативный директор по рекламе, работавший в Hill Holliday, DDB Needham и других агентствах, Джим Фиттс начал свою коллекцию с приобретения работ фотографов, с которыми он работал. После коллекционирования в течение более чем 30 лет, он говорит: «Я собираю современную фотографию». Недавно он купил групповые портреты фотографов из Бостона, известных как Triiibe, и затем, на PhotoLucida, портрет Jackson Twins. «Я собираю двойные портреты», — объясняет он. «Если я вижу действительно сильную работу, на которой изображены двое, это то, что мне надо». Он следит за работой начинающего фотографа Рика Эшли (Rick Ashley), особенно интересуясь его съёмками выпускных вечеров.


В качестве коллекционера и временами куратора групповых выставок, Фиттс убеждён, что участие фотографа в портфолио-ревю, например, в рамках Фотофеста в Хьюстоне, является «критически важным».


Также «Я провожу массу времени в блогах», таких, как Burn Magazine, Conscientious, Verve и Lens Culture. Он обнаружил многих фотографов, работы которых стал собирать, увидев картинку онлайн. Затем он искал и смотрел работу фотографа в целом. «Для меня очень важно видеть, что общий уровень автора высок», — говорит Фиттс.

При покупке фотографии, он учитывает как качество работы, так и размер тиража. «До недавнего времени я колебался, покупать ли цифровую фотографию. 90% моей коллекции — на аналоговой основе», — говорит он. «Размер отпечатка для меня очень важен», — добавляет коллекционер. «Я — городской ребёнок, не избалованный запасами пространства, и поэтому не покупаю работы больших размеров».

Фиттс любит несколько раз возвращаться к изображению «в реале» до покупки, и не любит получать е-мейлы от галерей. «Так как фотография стала стоить дорого, это серьёзная покупка, и иногда она требует серьёзного установления отношений. Никакой пронырливости, или стремления выгодно перепродать быть не может, это не для серьёзного коллекционера».

Аллен Томас, Уилсон, Северная Каролина

Аллен Томас живёт всю жизнь в Уилсоне, в Южной Каролине, и работает бизнес-менеджером в юридической фирме. Он ищет фотографии для своей коллекции во множестве источников. Например, он ездит на Armory Show в Нью-Йорк и художественные ярмарки в Майами. «Многие люди ненавидят эти ярмарки, а я никак не могу насытиться ими», — говорит Томас. Когда в одном городе фотографию показывает сразу несколько галерей, это «очень сильно облегчает то, что я люблю делать. Вдобавок, туда собирается множество людей, так что это самая лучшая возможность для меня встретить лицом к лицу тех, с кем переписывался по электронной почте, договариваясь о какой-то работе».

Томас говорит, что его коллекция, насчитывающая порядка 700 произведений, не имеет общей темы. Он любит копать «в глубину» тех авторов, которыми восхищается. Например, у него в коллекции 18 отпечатков работ Алекса Сота (Alec Soth) из серии «Sleeping By the Mississippi», и много ранних работ Энтони Гойколи (Anthony Goicolea). «Если серия мне нравится, не имеет значения, когда она была создана, 10 лет назад или нет».


Он говорит, что редко, а возможно и никогда, не покупает отпечатки с тиражом больше 10 экземпляров. «Я не могу видеть трату денег на работы с большим тиражом, это плохое вложение».


В этом году он приобрёл отпечатки работ Сары Энн Джонсон (Sarah Anne Johnson), Карри Леви (Carrie Levy), Джесси Бурк (Jesse Burke), Джеффа Барка (Jeff Bark), Джеффа Ляо (Jeff Liao), Нильса Эриксона (Nils Ericson), Криса МакКау (Chris McCaw) и Джеффа Уэтстона (Jeff Whetstone), из серий, которые начал собирать раньше. Он также приобрёл отпечатки двух новых для своей коллекции авторов, Шень Вэя (Shen Wei) и Дебби Гроссман (Debbie Grossman). Многие отпечатки он купил во время поездок в Нью-Йорк, а другие — основываясь на просмотрах изображений онлайн или джипегов, присланных по электронной почте. Он говорит, что если знает фотографа и качество его работы, он с удовольствием покупает работы, которые не видел в реале.

Он также любит фотографии, единственные в своём роде. Например, Сара Энн Джонсон раскрашивает свои работы вручную. Несколько лет назад друг рассказал Томасу о работах Криса МакКау, который использует длинные выдержки и экспонирует бумажный негатив. Когда коллекционер впервые узнал об этих работах, МакКау не имел галерейного представительства. «Сейчас у меня есть 15 или 16 его работ», — говорит Томас.

«Я не собираю умерших авторов», — добавляет коллекционер. «Если с автором нельзя познакомиться, для меня теряется заметная часть процесса». Владельцы галерей помогли ему больше узнать о фотографии с тех пор, как он приобрёл первый отпечаток в нью-орлеанской Gallery for Fine Photography в середине 1990-х. Позже он повстречался с такими нью-йоркскими галеристами, как Йосси Мило (Yossi Milo), Джек Шейнман (Jack Shainman), Джули Саул (Julie Saul) и Дэниел Куни (Daniel Cooney). После того, как подборка работ из его коллекции была показана в Художественном музее Северной Каролины в 2005 году, владельцы галерей стали сами обращаться к нему, чтобы показать своих авторов. Хотя он уважает владельцев галерей, по поводу их способностей продавать фотографии он проявляет мало энтузиазма. «Я знаю, когда идёт подача, и знаю, как её отбить. Я сам очень быстро понимаю, когда мне что-то нравится, когда нет».

Эван Мирапоул, Питтсбург

PDN поймал Эвана Мирапоула в аэропорту во время пересадки на пути между Питтсбургом, его родным городом, и Берлином, куда он ехал на галерейную неделю. Из Берлина он собирался на Месяц фотографии в Варшаву, а затем в Краков, чтобы встретиться с ещё несколькими фотографами. «Мне всегда интересны те, кто ещё не „попал на радары“, интересно находить хороших художников», — говорит он.

Путешествия Мирапоула в Европу в галереи и на фестивали играют важную роль в его позднейших приобретениях. Недавно он приобрёл работу Томаса Боинга (Thomas Böing), которого впервые увидел на выставке в Кёльне. Также он купил отпечаток Клаудия Анхельмайер (Claudia Angelmaier), через три года после того, как впервые увидел её работу на Нью-Йоркском фото фестивале, на выставке, которую курировал Лесли Мартин (Lesley Martin) из Aperture. За это время, он встретился с Анхельмайер и несколько раз ездил в Лейпциг смотреть её работы. «Это был очень осознанный выбор», — говорит Мирапоул. Он также приобретает работы немецкого фотографа Торстена Бринкманна (Thorsten Brinkmann). Он увидел Бринкманна на фото ярмарке в Германии, и позже рекомендовал его для включения в триеннале Нью-Йоркского Международного центра фотографии.

Другими своими недавними покупками он «увеличил свою подборку Рея Мецкера». В отличие от многих коллекционеров, сожалеющих, что они не купили того или иного автора, пока его работы стоили дёшево, Мирапоул говорит, что почти не сожалеет. Исключением он называет Мецкера, которого не покупал почти четыре года. «Десять лет назад, я решил исправить это», — говорит он, и сейчас в коллекции несколько работ этого автора.


Он предпочитает скорее покупать несколько работ из серии, чем фотографии «сироты». Мирапоул ищет такие картинки, которые одновременно и дают представление о стиле автора, и нравятся коллекционеру. «Если я не нахожу этого пересечения, значит, сделки не получилось».


Мирапоул в значительной степени полагается на собственный поиск и путешествует ради открытия неизвестных художников. «Моё решение в отношении Нью-Йорка было — уменьшить посещение ярмарок, сконцентрировавшись в первую очередь на фестивалях и портфолио-ревю, а также на «сарафанное радио» среди авторов. Он говорит, что любит общаться с художниками. «Я хочу быть уверен, что правильно понял намерения, подход автора, и я хочу разобраться, имею я дело с „чудом одного хита“, или мне реально понравится работа авторской мысли». Тем не менее, Мирапоул, ведущий блог о коллекционировании, говорит, что представляет себе «злой фэнтезийный блог» под названием «художники, чьи работы перестали для меня существовать после встречи с ними».

В отношении выбора отпечатка, Эван следует одному правилу — «никакого пластикового покрытия или основы», из архивных соображений. В остальном, он говорит: «Все эти решения по поводу тиража, размера, печатного процесса, относятся только к самой работе. Это не касается коллекционера, галереи и их выбора, что продавать». Часто, говорит он, на выбор художника влияет то, что пользуется популярностью. «Вы спрашиваете автора: „почему платина?“ – (он) отвечает: „Ну, это красиво. И можно продавать дороже“».

В. М. Хант, Нью-Йорк

После более, чем 30-летнего коллекционирования фотографий людей, глаза которых закрыты или прикрыты, В. М. Хант публикует альбом «Невидимый глаз». Эта книга — одновременно и «взгляд изнутри» на его коллекцию, а также воспоминания в стиле «мой опыт коллекционера, или как фотография изменила мою жизнь».

Хант говорит, что первоначальный импульс, заставивший его охотиться за фотографиями, вошедшими в «Невидимый глаз», ослабел, и его интересы изменились. «Так сказать, у коллекционера руки всегда чешутся». Например, в последнее время он стал собирать групповые фотографии. Месяц назад, в Ampersand, магазине, торгующем фотографиями, украшениями и безделушками в Портленде, Орегон, он купил недорогую анонимную фотографию, изображающую участников родео на быках.

Когда он покупает, говорит Хант, он учитывает такие качества, как происхождение, винтаж и размер тиража, но «мой советник — это сердце, а не голова». Он объясняет: «То, что мне нужно, это в самую первую очередь изображение. Я хочу магии. Наткнуться где-то на фотографию, которую я считаю великой — это потрясающе».

У него нет какой-то системы для поиска. «Если ваша антенна всё время выдвинута, всё происходит почти само собой».

Хант просматривает портфолио, посещает художественные ярмарки и другие события, преподаёт, а также знает множество людей в мире фотографии.

Однажды перед аудиторией фотографов Хант модерировал дискуссию о том, что нравится коллекционерам. Он отметил, что на проблему смотрят неправильно.


«Художники должны понимать, что талант привлекателен. Если видение художника свежо, уникально и неотразимо, коллекционеры выстроятся в очередь».


Он говорит, что, если бы всё ещё был галеристом (он основал Hasted Hunt Gallery, теперь Hasted Kraeutler), он наверняка подписал бы таких авторов, как Пьер Гоннор (Pierre Gonnord) и Наоя Хатеяма (Naoya Hatekayama), Мэттью Баум (Matthew Baum) и Луис Мальо (Luis Mallo).

Оригинал на сайте PDN Online
Перевод с английского Александра Курловича