Андрея Безукладникова знают многие люди по разным причинам. Когда-то Андрей жил в Перми и на своей родине являлся весьма известной личностью среди творческой богемы. Переехав в Москву, быстро снискал себе славу креативного фотографа и активного участника художественной жизни столицы. Сегодня наш гость – признанный авторитет в кругу мировой фотографической общественности. Личное отношение к фотографии Андрей замечательно сформулировал на своей авторской странице в Интернете. Так что придется процитировать оригинальный текст целиком: «Впервые я был очарован фотографией в раннем детстве, когда узнал, что хорошенькая девочка на старинной фотокарточке не кто иная, как моя любимая бабушка… Поначалу я воспринимал фотографию как увлечение, затем - как смысл жизни, позже - как инструмент познания мира, а сейчас - как другую реальность, медиумом которой мне предначертано быть»…
- Андрей, расскажите об истории создания одного из самых рейтинговых фотографических сайтов Рунета www.photographer.ru?
- Сам я - творческий фотограф, то есть довольно долго занимался созданием фотографии, имеющей обращение на артистическом рынке: выставлял свои работы в художественных галереях, принимал участие в фотофестивалях и других подобных проектах. При этом я всегда мечтал иметь собственную фотогалерею где-нибудь в центре Москвы, для того чтобы экспонировать работы талантливых фотографов различных арт-направлений. Однако мечты мечтами, а дело это дорогое и низкорентабельное, поэтому я и мой коллега Вадим Гунько создали в Интернете галерею виртуальную – все с той же первоначальной целью: донести до публики свои работы и работы своих друзей. Потом сайт разросся до серьезного ресурса с большим количеством участников. Теперь жители всей земли, имеющие выход в «мировую паутину», выступают в качестве наших зрителей и ценителей фотоискусства. Мощный московский сервер позволяет нам принимать и отправлять огромное количество информации из разных уголков земного шара. Материальная поддержка www.photographer.ru осуществляется за счет еще одного нашего проекта - web-студии «Онегин», которая занимается коммерческой разработкой сайтов по заказам организаций и частных лиц. Название этой студии - творческий псевдоним, объединяющий нескольких участников коллектива. Все проекты – в он-лайне и в реальности - организуемые «Фотографером», осуществляются под эгидой Фонда поддержки творческой российской фотографии - некоммерческой организации «Объективная реальность».
- Фотографы – довольно специфическое объединение творческих личностей, сложно поддающихся организационным «построениям». Понять и авторитетно повлиять на них может только тот, кто сам находится «в теме» - хорошо фотографирует и знает все характерные особенности этой профессии. Андрей, как сформировался коллектив специалистов, помогающих вам поддерживать сайт?
- Изначально сайт был очень простым по своей структуре. Я оповестил своих многочисленных коллег о старте проекта (круг моих творческих знакомых всегда был довольно широк). После чего стал получать из разных стран и городов интересные снимки и материалы. Мой хороший знакомый Сергей Касьянов в тот момент издавал журнал «Камера-обскура» - очень интересный и в то же время - очень эстетский и творческий, рассчитанный, пожалуй, на довольно узкий круг знатоков и профессионалов. По последней причине журнал закрылся, но некоторые статьи и фотографии перекочевали на сайт «Фотографера». Потом наш дружный коллектив пополнила Лиза Фактор, вернувшаяся из Америки. Она написала статью о фотографическом образовании в США и возглавила отдел фоторепортажа на «Фотографере». Лиза постоянно привлекает на сайт молодых талантливых фотографов, занимающихся творческим репортажем. Чуть позже к нам присоединилась Ирина Чмырева – известный в фотографических кругах специалист по истории искусства фотографии – она возглавила отдел арт-фотографии. Все вместе мы представляем творческий альянс, коллектив единомышленников, устремленных к единой цели – послужить эволюционированию российской творческой фотографии.
- Дайте, пожалуйста, ваше определение творческой фотографии.
- Человек через творчество ищет свое место в социуме и во вселенной. В процессе этого поиска он оставляет следы – материальные воплощения его опыта, знаний и наблюдений за окружающей действительностью. Все перечисленные компоненты складываются в реторту фотографа-«алхимика», где в процессе «брожения» кристаллизуется конечный продукт его практики – фотография. Люди учатся профессии на протяжении всей своей жизни. Так что фотография – это бесконечный процесс, вереница попыток понять себя самого и наш изменчивый мир. И значит, фотоснимок есть материализованный результат жизнедеятельности фотографа.
Для меня импульсом к познанию себя и мира посредством фотографии послужил роман Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».
- Каковы основные функции сайта www.photographer.ru?
- Первоочередная задача – информационная. Благодаря постоянным новостным обновлениям люди, увлеченные фотографией, могут через сайт узнавать обо всем, что происходит в сфере фотоискусства.
Вторая важная функция портала - образовательная. Мы надеемся, что наша деятельность поможет изменить представление о фотографии не только у самих фотографов, но и у общества.
В процессе работы стараемся минимизировать количество рекламы - не хотим превращать ресурс в коммерческую площадку. Для чего постоянно ищем новые источники финансирования. В прошлом году, к примеру, наш проект поддержал грант от Фонда Форда.
- Насколько нам известно, вы не ограничиваете свою деятельность он-лайном?
- Да, мы реализуем различные программы в реальном измерении. Нашими усилиями недавно был проведен фестиваль «Интерфото», ежегодно «Фотографер» устраивает экспедиции в регионы в поисках новых талантливых имен. По результатам конкурсов мы регулярно вручаем победителям призы от компании Nikon, которая также оказывает нашему проекту финансовую поддержку.
- Форумы сайта, по сути, выполняют функцию клуба по интересам?
- Весной 2000 года мы придумали проект «Nonstop Photos». Замышлялся этот проект как виртуальный фотоконкурс, который, по нашему мнению, мог привлечь внимание народных масс к «Фотограферу». С тех пор народ непрерывно шлет нам работы на конкурс, который за эти годы превратился в настоящее виртуальное сообщество со всеми сопутствующими атрибутами: к примеру, несколькими идейными фракциями, состоящими из завсегдатаев сайта. Члены этих групп постоянно дискутируют, обсуждают публикуемые работы, вносят свои замечания и рекомендации по улучшению сайта, в общем, происходит активный, непрерывно бурлящий творческий процесс. Сегодня ядро проекта составляют около десяти тысяч человек! Таким образом, сайт превратился в творческую площадку, на которой участники сообщества имеют возможность обменяться мнениями по любым вопросам.
- Причем участники сообщества выставляют свои работы и на других сайтах, посвященных фотографии?
- Люди жаждут признания, и многие из них выставляют плоды своего хобби везде, где только можно, в надежде найти поклонников и единомышленников. С точки зрения оценки творчества «Фотографер» играет роль камертона, настраивающего человека на критическое отношение к качеству своих работ. Это своего рода экспертная система, элементы которой дают человеку шанс повысить свой уровень. Есть всеядные фотосайты, которые постулируют правило: «все выставляют всё». На «Фотографере» мы проповедуем систему тщательного качественного отбора фотографий. Поэтому люди хорошенько думают, прежде чем решают у нас опубликоваться, опасаясь, в случае неудачного выбора, жесткой критики наших добровольных экспертов. Благодаря активистам сайта мы поддерживаем порядок в он-лайне, не допускаем публикации различных провокаций.
Например, педофилы во всем мире ищут в Интернете ресурсы, на которых можно было бы выложить фотоснимки с детской порнографией. Благодаря нашим помощникам и модератору мы пресекаем эти попытки. У нас есть фильтр на отсев мата: неприличное слово автоматически превращается в звездочку при публикации.
- Как вы оцениваете состояние российской фотографии на сегодняшний день?
- Сейчас в нашей стране происходит активный этап накопления опыта в сфере фотографии – чуть ли не с нуля, с чистого листа. Поскольку традиции были прерваны и все достижения советского фотоискусства после перестройки стали восприниматься обществом как негативные и застойные. С одной стороны, это обидно, поскольку под лейблом «сделано в СССР» создавалось все же немало ценного и полезного. В то же время при коммунистах фотография была неотделима от политики, являясь одним из инструментов идеологии. Сегодня соотечественники, благодаря открытым границам, могут свободно впитывать опыт предшественников, как российских, так и зарубежных.
- Тем не менее для фотографов из российской глубинки Интернет остается едва ли не единственным реально доступным источником информации?
- В маленьких городах для фотографа существует не очень много способов самовыражения. Вакансии в местных СМИ, как правило, не пустуют. Делать свою фотовыставку всегда накладно – требуются большие затраты на оформление, на аренду помещения и рекламу. Да и культура личного мнения в провинции находится в зачаточном состоянии. Люди подчас не могут выразить собственное отношение к увиденному без оглядки на официальные рецензии. Таким образом, для провинциальных фотографов выступление на интернетовском сайте - самый оптимальный способ познакомить мировую общественность со своими творческими экспериментами.
- Вечный вопрос: плюсы и минусы «цифры»?
- Сегодня фотография находится на подъеме благодаря корпорациям, которые активно переходят с пленки на «цифру» и прилагают огромные усилия для активизации продаж. Для этого они проводят политику популяризации цифровой фотографии. При этом разные консервативные институты (музеи и архивы) находятся в некотором затруднении относительно того, как сохранять современные произведения фотоискусства. Дело в том, что они привыкли иметь дело с более привычными носителями визуальной информации: с пленками, слайдами, негативами, отпечатками. А цифра – почти нематериальна. Файлы – это нечто революционное по отношению к традиционным представлениям об экспонате. Цифровой объект, по сути, в реальности не существует. И в то же время этот способ презентации имеет право на жизнь, и за ним - будущее. Благодаря цифровым технологиям упростился процесс изготовления фотографии, поэтому стало больше участников фотовыставок и прочих арт-проектов.
- Что, по-вашему, произведение искусства? Снижается ли ценность фотографии от того, что фотографов стало больше?
- А как, по-вашему, снижается ли ценность литературного произведения от того, что все умеют писать? Разумеется, нет! Точно так же обстоит дело и с фотографией.
Фотография – это огромная индустрия, в которой есть свои подразделения: журнальные фотоснимки, арт-рынок, книжный бизнес, репортажное фото и т.д. В прежние времена в России были востребованы по большей части фотографы, обслуживающие идеологию, и работники службы быта, все остальные оставались за «скобками». Поэтому в сравнении с западной фотографической школой мы, конечно, имеем большие пробелы. Ведь в других странах фотография развивалась непрерывно, а наши фотографы были самоучками, сформировавшимися при большом дефиците информации. На Западе были школы, обучающие фотоискусству, был частный бизнес (практика свадебных фотографов, например). А в России частное предпринимательство было под запретом. Но в то же время идеальной фотографии не существует. Нет эталона! Поэтому каждый мастер самостоятельно находит свой стиль методом проб и ошибок. Сегодня в России есть фотографы мирового уровня, уникальные по своей природе, творческому почерку, стилю, такие как Алексей Титаренко, Игорь Мухин, Ляля Кузнецова, Евгений Мохорев, Андрей Чежин. И очень хочется надеяться, что этот список год от году будет пополняться.