Untitled from the series “Ça va aller”, 2019 © Joana Choumali

Художник из Кот д’Ивуар Джоана Чумали (Joana Choumali) инстинктивно реагирует на национальную трагедию четырёхлетней давности, делая вышивку на серии снятых айфоном фотографий. Результат этого — образы надежды и исцеления.


Лечение — это процесс. Мы лечим свои раны, стягиваем стежок за стежком, а время сращивает пространство между ними. Джоана Чумали, художник, работающий в разных медиа, принимает эту метафору близко к сердцу и использует её в своей отмеченной наградами серии фотографий с вышивкой «Это будет хорошо» (Ça Va Aller ). Чумали была отмечена на конкурсе талантов LensCulture в 2014 году, а в ноябре того 2019 года была отмечена наградой Prix Pictet. Эта награда присуждалась в восьмой раз, и темой конкурса на этот раз была надежда.

Начало 2016 года Чумали провела за рубежом, выиграв резиденцию в Центре современного искусства Ifitry в Эс-Сувейре, Марокко. После интенсивной работы в среде художников, возвращение домой в Кот д’Ивуар было испорчено глобальными событиями. Ровно в день её вылета, три террориста-смертника атаковали с бомбами аэропорт в Брюсселе и крупную станцию метро. Однако, для Чумали эпицентр боли находился гораздо ближе к дому, и произошли эти события девятью днями раньше.

13 Марта 2016 года, террористы застрелили 19 человек и ранили не меньше 33 других. Произшло это на пляжах Гран-Бассама, курортного города неподалёку от её дома в Абиджане, где семья Чумали часто собиралась на воскресный ланч. После возвращения, воспоминания об этом, когда-то родном ландшафте утонули в трагическом чувстве потери. Чумали пошла на побережье и почувствовала волны печали в воздухе. «Энергия стала другой, как будто жизнь мучительно шла в меланхоличном замедленном движении».

Untitled from the series “Ça va aller”, 2019 © Joana Choumali

Там, где недавно гостиницы и пляжи ломились от публики, Чумали инстинктивно фотографировала своим смартфоном новое ощущение пустоты больших пространств, перед тем, как принять участие в психиатрической конференции, предлагавшей жителям этих мест пользоваться бесплатными консультациями в больнице General Hospital в Гранд-Бассаме. «За исключением первой недели, люди едва могли говорить о происшедшем. Они закончили бы разговор ивуарийским выражением «Ça va aller» («Всё будет хорошо»). Комфортная фраза, скрывающая эмоциональный эскапизм. Дополнительные услуги были предназначены для того, чтобы помочь людям лучше справляться с травмой, порожденной этим коллективным страданием.

Для Чумали, процесс излечения проходит через созидание. Она никогда не думала, что набор случайных фото, снятых смартфоном, соберётся вместе так, как получилось в итоге. Это направление родилось из интуиции, когда она начала сводить вместе мысли и эмоции в течение долгого времени, проведенного дома или в приемных, где она сама занималась лечением. «У меня было огромное желание выразить себя и продолжать работать; проводить время со своими фотографиями».

То, что началось в её собственной комнате, постепенно стало расширяться и втягивать в себя остальные области жизни автора. «Я брала с собой холст в маленькой сумке, и вышивала в приёмной больницы, в транспортных пробках.... Я делала это каждый день, весь день». Некоторые картинки были в работе по несколько недель, а весь проект занял больше трёх лет.

Untitled from the series “Ça va aller”, 2019 © Joana Choumali

Чумали говорит о себе, как о самоучке в искусстве вышивки и обнаруживает, что повторяет тот же стежок, накладывая швы на свои фотографии, «как если бы это было для сшивания раны». Она вспоминает о традиции N’zassa, художественной форме, символизирующей единство множества культур через различные кусочки ткани, соединенные вместе ниткой. «Я вспоминаю бабушку с материнской стороны, которая шила каждый день, делая одеяла из лоскутков. Меня восхищало её терпение. Я удивлялась, что она вкладывает столько терпения в шитьё вручную».

Когда Чумали спросила свою бабушку, почему она не пользуется для этой работы швейной машиной, как при шитье платьев, она промолчала и мягко улыбнулась в ответ. «Сегодня я по-настоящему поняла эффект ручной работы. Я смогла позволить себе вышивать на моих фотографиях инстинктивно, что обозначило поворотную точку в моём понимании жизни и воздействии на неё через искусство. Моя внутренняя вселенная сливается с внешним миром; фотографиями, сделанными мной. Этот медитативный подход открыл мне новый путь усвоения опыта от разных событий моей жизни».

На одной из её работ, мужчина обёрнут в красные стежки, словно в вены, продолжающиеся за ним в воздухе. Чумали интерпретирует это как дыхание жизни. «Эти метки жизни наполняют нас и подталкивают к тому, чтобы выжить и исцелить себя».

Untitled from the series “Ça va aller”, 2019 © Joana Choumali

На другой, сфотографирован пустой, безлюдный ландшафт, и картинка снова полна жизни. Показывая богатство жизни и роста, Чумали вышивает кокосовые пальмы золотой нитью. «Небо наполнено маленькими, светящимися желтыми точками, которые символизируют все мысли, ожидания и надежды, не сформулированные, но живущие внутри нас».

Когда она вернулась из Лондона после получения награды Prix Pictet, семья естественным образом снова собралась в ресторане, где они часто бывали до атаки террористов. «В этот день я снова увидела Гранд-Бассам, который я знала». Она вспомнила свои шаги по пустому берегу и улицам в 2016 году с ощущением сюрреалистического контраста. «Это было так, словно рана зарубцевалась». Сейчас Чумали видит устойчивость, целительную силу времени и «эту чудесную возможность оправиться от травмы».

«Я поняла, что это — не отречение от сложности ситуации. Самое важное — распознать её, работать над ней, и принимать каждый шаг вперёд как движение к лучшему, шаг за шагом».

Untitled from the series “Ça va aller”, 2019 © Joana Choumali

Untitled from the series “Ça va aller”, 2019 © Joana Choumali

Untitled from the series “Ça va aller”, 2019 © Joana Choumali

Untitled from the series “Ça va aller”, 2019 © Joana Choumali

Untitled from the series “Ça va aller”, 2019 © Joana Choumali

Untitled from the series “Ça va aller”, 2019 © Joana Choumali

Untitled from the series “Ça va aller”, 2019 © Joana Choumali

Untitled from the series “Ça va aller”, 2019 © Joana Choumali

Untitled from the series “Ça va aller”, 2019 © Joana Choumali

Untitled from the series “Ça va aller”, 2019 © Joana Choumali

Оригинал на сайте LensCulture
Перевод с английского Александра Курловича