Фотокнига Игоря Самолета «Be happy» вызвала резонанс на ViennaPhotoBookFestival, привлекла внимание члена агенства Magnum Мартина Парра и получила серебряный приз конкурса German Photobook Award 2014, но еще не была показана в России как фотографическая серия.
И вот наконец ее решили представить на выставке «Будь счастлив/Я счастлив» в муниципальной галерее «Богородское» — в месте, достаточно удаленном от центра Москвы, чтобы угрожать традиционным ценностям и общественным представлениям о культуре. По дороге в галерею легко можно встретить местного жителя, справляющего нужду за углом или просто фланирующего в нетрезвом состоянии. Но художественный взгляд на реальность оказался гораздо опаснее самой реальности. Выставку закрыли на следующий день после вернисажа. Сотрудники «Выставочных залов», ставшие инициаторами выставки, внезапно признали некоторые кадры «недопустимыми для госучреждения». Хотя ничего того, что противоречит законному определению порнографии в серии нет.
«Be happy» — это первая части трилогии Игоря Самолета о счастье. Главные герои — молодые люди 18-25 лет условного города С., которых фотограф снимал на протяжении двух лет. Сексуальные эксперименты, алкогольный угар, драки и бесшабашные поступки — проверенный способ убежать от унылой действительности через трансгрессию нормы. Но если протестный лозунг sex, drugs & rock-n-roll, перенесенный на подзолистую почву российского севера, все еще обладает драйвом, то его плоды лишены того романтического ореола, которым первоисточник был окружен изначально.
В отсутствии идеалов и перспектив фрустрированная энергия молодости вырывается на волю, сотрясая сонную атмосферу города С.. Российский teen spirit не пахнет никаким героизмом. Попытки найти счастье вне привычного уклада, социальных моделей и традиционных отношений — вся двойственность этого поиска, его высоких устремлений и низких форм, экстатически воплощается в обездвиженном медитирующем теле, лежащим в луже, в которой, как на поле под Аустерлицем, наконец, становится видно небо.
Кинематографический драматизм и шокирующие подробности этой заурядной истории о боли и радости взросления придают ей мощное экзистенциальное звучание, где банальная рифма “любовь / кровь” превращается в документацию обыденности. Метафора становится документом.
Метод работы Игоря Самолета определяет личный характер и экспрессивность его фотографий. Процесс съемки, растягиваясь во времени, становится частью общения и размывает дистанцию между героями и фотографом, что позволяет запечатлеть феномены чужой повседневности изнутри.
Игорь Самолет предпочитает сопереживание нейтральному взгляду на расстоянии, «решающий момент» — концептуальной конструкции. Он возвращает искусству эмоциональную фотографию, профанированную масс-медиа, рекламой и фото-альбомами пользователей соцсетей.
В толще бытия его объектив ловит различные проявления крайностей, субверсий, сексуальности. Словом, все, что становится результатом репрессии частного, характерной для авторитарной страны. Игорь Самолет фокусируется на персональных сопротивлениях этой репрессии, сообщающих скорее о бессознательных импульсах и человеческой природе, чем о политическом сознании.
Вытесненные потребности и желания образуют автономию частного. В этом пространстве на периферии государственных интересов и глобальных проблем клокочат травмы, высвобождаются подавленные эмоции и теплятся надежды. Там предаются копрофилии и пекут пироги. Но об этом — в следующих сериях.
Рассматривая мир как совокупность частного, Игорь Самолет расширяет и детализирует общечеловеческие понятия о любви, близости и счастье.
Жаль только, что их художественные изображения теперь так легко могут принять за порнографию.