Авраам Линкольн и дрон, 2021, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Мы провели годы, исследуя интернет как наше коллективное бессознательное. Это было похоже на глубокое погружение в лабиринт образов, поэтических отрывков, выложенных неизвестно кем со всего мира. – Орехарена и Штейн

Выставка «Тактика и мифологии: Андреа Орехарена и Калеб Штейн» (Tactics and Mythologies: Andrea Orejarena & Caleb Stein) открылась 6 сентября 2024 года в Temporary House of Photography Hamburg. Экспозиция – часть новой серии «Вирусные галлюцинации» (Viral Hallucinations ) и является первой институциональной авторской выставкой нью-йоркского дуэта Андреа Орехарены и Калеба Штейна. Выставка включает два проекта – «Американский глитч» (сбой) (2020–24) (American Glitch ) и «Давно не виделись» (2015–20) (Long Time No See), оба проекта включают как документальный, так и фантастический компоненты. Как экспозиция, так и серия «Вирусные галлюцинации» (Viral Hallucinations) придуманы и курированы Надин Изабель Генрих, бывшей научной сотрудницей кураторской службы Исследовательского института Гетти в Лос-Анджелесе, а сейчас – куратором в Доме фотографии Deichtorhallen Hamburg.

Выставка и серия мероприятий «Вирусные галлюцинации» (2024–26) исследует расширяющуюся экосистему фотографически интерпретированных образов, которые служат вирусными носителями выдуманных миров и вымышленных повествований, фокусируясь на медиа и технологических условиях, которые управляют динамикой «новой конспирологии». «Вирусные галлюцинации» представляют серию выставок, лекций, мастер-классов, бесед и перформансов во Временном Доме Фотографии, фокусирующихся на концептуальных документальных проектах и новых голосах в международной фотографии и ее экспериментальных границах.

В дополнение к классической выставочной программе, Временный Дом Фотографии в Гамбурге служит пространством для исследования социо-технического феномена и культур цифровых изображений в нашем алгоритмически упорядоченном и все более постфакторном мире.

Серия «Вирусные галлюцинации» поддерживается фондом фотографии Deutsche Börse.

Закатный ангел, найденная фотография, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн
Закатный ангел, найденная фотография, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Андреа Орехарена, родившаяся в 1994 году в Колумбии, и Калеб Штейн, ее ровесник из Англии, – дуэт мультимедийных художников, живущих сейчас в США. Орехарена и Штейн номинированы на много наград, включая приз Hariban/Benrido, которую отбирает Ясуфуми Накамори, старший куратор международного искусства в Тейт Модерн, грант У. Юджина Смита, и награда 2023 Spotlight Awards на фестивале фотоискусства в Белфасте. В 2024 они стали лауреатами премии FOAM Talent Award и гранта Центра фотоискусства.

Их работы были опубликованы в New York Times, The British Journal of Photography, The Guardian, i-D Vice, Vogue Italia и многих других изданиях. Они выступали с докладами в Международном центре фотографии (ICP), Образовательном центре Кристи (Christie’s Education), Институте искусств Сотбис (Sotheby’s Art Institute), Колледже Вассар (Vassar College), Центре фотографического искусства (The Center for Photographic Art), фонде Пенумбра (Penumbra Foundation), Тилт (TILT) и Лондонском Юниверсити колледже (University College London). Книга их работ «Давно не виделись» была опубликована издательством Jiazazhi Press в 2022 году, с текстами До Туонг Линь и Forensic Architecture, а дизайн ее сделан совместно с Брайаном Полом Ламоттом.

Их работы, как в составе дуэта, так и индивидуально, находятся в ряде публичных и частных коллекций, включая Nguyen Art Foundation, Френсис Леман Леб Арт центр (Frances Lehman Loeb Art Center), Музей изящных искусств в Хьюстоне, Музей Гетти, семейную коллекцию Энн Тенненбаум и Томаса Х. Ли, МоМА и музее Метрополитан.

Вторая книга дуэта, «Американский глитч», будет опубликована в 2024 году издательством Gnomic Book с введением авторства Дэвида Кампани и буклетом текстов, отражающих значение глитча в современном обществе, в котором приняли участие 35 известных писателей, художников и кураторов. Их первая музейная сольная выставка, «Тактика и мифологии: Андреа Орехарена и Калеб Штейн» (Tactics and Mythologies: Andrea Orejarena & Caleb Stein), откроется в Deichtorhallen, в Гамбурге, в конце года. Куратором ее выступает Надин Изабель Генрих.

Очень большой массив, 2021, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Серия «Американский глитч» (2020–2024) исследует смешение документальных и фантастических элементов, проверяя связь между мифологическими сюжетами и тактикой дезинформации в контексте нашего существования в глобальных сетях. На протяжении четырех лет, Орехарена и Штейн создали необычный архив, включающий более 2000 фотографий и изображений, сгенерированных ИИ, многие из которых циркулируют онлайн в контексте юмора как стратегии культурного сопротивления, конспирологических теорий и поп-культурных симулякров.

Этот художественный архив раскрывает диапазон типов, образов, кодов, паттернов и мотивов, формирующих динамичную типологию в постоянно расширяющемся мире дезинформации. Орехарена и Штейн трансформировали это исследование образов, – часть которых игриво подвергает сомнению наши отношения с реальностью, а другие имеют более параноидальный подход, – в собственный фотографический концепт, в значительной мере инспирированный атласом классических «конспирологических» мест и пространств, который содержит наиболее опасные строительные конструкции по всем США.

Анализируя метаданные этих файлов, такие, как локализация, отмеченная в социальных сетях, и другая контекстная информация, художники смогли определить происхождение оригинальных файлов. В результате была составлена картография основных «конспирологических» мест в Соединенных Штатах, послужившая стартовой точкой для создания экспозиции «Тактика и мифологии». Ориентируясь по этой карте, художники совершили путешествие по США, снимая «симуляции». Их симметрично скомпонованные фотографии, сделанные «в лоб» среднеформатной цифровой камерой «Хассельблад», соответствуют живописной традиции таких концептуальных фотографов, как Эд Руша, а также документальных проектов, исследующих фотографическую топографию США. В пространстве социума, сформированном завирусившимися вымыслами, проект перемещается в пространстве между документальностью и фантазией, физической и виртуальной реальностью. И особенно там, где эти реальности пересекаются и смешиваются, в современном американском ландшафте, где реальность соседствует с явной выдумкой, имитированная среда – с фикцией. Цветные фотографии большого формата представлены впервые в пространственном диалоге с архивом изображений скульптур, сделанных специально для экспозиции. Собранные изображения аранжированы как временные, срежиссированные и многослойные созвездия на прозрачных кубах, на которых величественные пейзажи и монументальная архитектура на работах Орехарены и Штейна проносится мимо, словно стаи вирусных галлюцинаций. Архивная скульптура отражает продолжающееся исследование онлайн-визуальных практик художников как коллективного подсознания.

Исследовательская станция в марсианской пустыне, 2021, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Радужный глитч, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Калифорния сити, вид с воздуха, 2022, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Военный фотограф форта Ирвайн, 2022, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Макет иракской деревни в форте Ирвайн, 2022, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Розовый фасад в пустыне, 2022, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Синтетическая улица. Коллаж, смешанная техника, 2023, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Herndon Climb, 2023, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Маскировка в цветущей вишне, смешанная техника, 2023, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

«Давно не виделись» (2015 – 2020). Вирусные галлюцинации №1

«Давно не виделись» (2015–2020) – наднациональный и межпоколенческий мультимедийный проект, который исследует физические и психологические последствия американо-вьетнамской войны. В сотрудничестве с деревней Хуу Нги, где двое художников создали подборку работ, размывающих границу между документальностью и вымыслом на международном плане. Проект коренится в процессе сотрудничества и визуального обмена, начатого в 2015 году на концептуальной основе, вовлекающей как дуэт художников, так и сообщество в постоянный диалог общих образов и идей. Орехарена и Штейн жили в деревне Хуу Нги два года, в течение которых они выучили вьетнамский язык жестов, чтобы на равных общаться с глухими жителями, развивая близкие и непрерывные отношения с сообществом.

Через критические семинары, граффити и пост-продакшн они создали сентиментальный и поэтичный проект, который подчеркивает многогранные истории и фрагментарные воспоминания местных жителей.

Серия включает множество мультимедийных слоев и перекрывающихся перспектив. Повседневная жизнь сообщества, отдых, молодежная культура и творчество трансформируются в малые акты сопротивления и новые формы упругости памяти. Черно-белые фотографии дуэта усилены рисунками тушью художников Динь Тхи Хуонга и Нгуена Тьен Хунга, добавляющих образам дополнительное, субъективное измерение. В этих работах наблюдение сочетается с представлением, документальность с фантазией, а восприятие – с памятью. Таким образом, они предлагают переосмысленный взгляд на войну США во Вьетнаме, избегая закрепления фиксированных идентичностей и фиксированной дихотомии на победителей и побежденных.

Из серии «Давно не виделись». Луонг Нхат Тан и Дук, вышли со свадебного торжества друга недалеко от деревни Хуу Нги, с самолетами, которые нарисовал тушью Нгуен Тьен Хунг. Ханой, 2018, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Из серии «Давно не виделись». Аллегория войны IV, 2020, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн
Из серии «Давно не виделись». Аллегория войны IV, 2020, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Из серии «Давно не виделись». Фам Ван Мань ы своей спальне в деревне Хуу Нги, и его рисунок привидения над кроватью. Ханой, 2019, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн
Из серии «Давно не виделись». Фам Ван Мань ы своей спальне в деревне Хуу Нги, и его рисунок привидения над кроватью. Ханой, 2019, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Из серии «Давно не виделись». Хай Данг, Тан, Кейн. Ханой, 2019, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Из серии «Давно не виделись». Аллегория войны I, 2018, © Андреа Орехарена и Калеб Штейн

Вид инсталляции Self-Study-Lab выставки «Тактики и мифологии» в Deichtorhallen Hamburg, 2024, © Хеннинг Рогге

Вид инсталляции в Deichtorhallen Hamburg, 2024, © Хеннинг Рогге

Вид инсталляции в Deichtorhallen Hamburg, 2024, © Хеннинг Рогге

Вид инсталляции в Deichtorhallen Hamburg, 2024, © Хеннинг Рогге

«Тактики и мифологии» Вид инсталляции в Deichtorhallen Hamburg, 2024, © Хеннинг Рогге

Зарисовка спальни Хоя, Ханой, 2018, Вид инсталляции в Deichtorhallen Hamburg, 2024, © Хеннинг Рогге

Вид Self-Study-Lab на выставке «Тактики и мифологии», Deichtorhallen Hamburg, 2024, © Хеннинг Рогге

Вид инсталляции в Deichtorhallen Hamburg, 2024, © Хеннинг Рогге

Оригинал на сайте Lenscratch
Перевод с английского Александра Курловича