Photographer.Ru обсуждение статьи Журнала Свое и чужое |
|
Написать эту колонку я решила еще во время «Ночи фотографов» в Гараже, завершавшей международноепортфолио-ревю. Событие хорошо организованное и для нас беспрецедентное — впервые в России почти две сотни фотографов смогли показать свои работы (замечу, бесплатно) нескольким десяткам «топовых» ревьюеров из разных стран мира. |
Попробую пояснить эту мысль. Мир погружается в системный кризис. И по мнению аналитиков выйдет (если, конечно, выйдет, а это далеко не факт) из кризиса в обновленном, может быть даже радикально обновленном качестве. В этой ситуации у всякого нормального художника возникает искушение – разглядеть контуры измененного (радикально измененного) нового мира. Проступающие контуры (тени, отблески) нового мира в мире нынешнем могут быть везде: в мимолетном взгляде, невольном повороте головы, зыбком отражении в луже… Тут самое главное – суметь УВИДЕТЬ это нечто. А именно суметь разглядеть в настоящем времени – время будущее. Для этого нужно осознавать – ЧТО ИМЕННО ТЫ ХОЧЕШЬ РАЗГЛЯДЕТЬ. Надеяться на удачу (счастливый случай), тут, полагаю – бесполезно.
Так вот, мы русские (люди русской культуры), находимся в самом выгодном положении. Ибо живем в кризисе уже лет 30 -35. Более того, мы реально (исторически) пережили даже обвал нашей культуры. И живем уже 20 лет на её обломках. И потому где, если не у нас, в России, будут уже прорастать на дряхлеющих от времени обломках ростки новой мировой культуры? И кому если не нам, русским людям (людям русской культуры) пытаться их разглядеть и явить свету?
И как то вот не вяжется у меня представитель русской культуры Рублев или Нестор с типичным представителем грузинской культуры Нико Пиросмани;)
Кстати, Пиросмани умер ок 17 - 18 г.г., Грузия стала большевистской в начале 20 - х, и даже здесь не могу уловить логику, о каком таком наследии идет речь? ;)
Но в тоже время я ничуть не возражаю, что Пиросмани принаджлежит к другой (не русской) культуре. Я потому и взял его в пример, что он явялется, так сказать, пограничной фигурой двух культур... Такое бывает сплошь и рядом..
Спасибо.
P.S. Кстати и Мераб Мамардашвили принадлежит к русской культуре. По крайней мере русская культура любит и его :)
Как и Грибоедову, например, любимому и похороненному в Грузии, никогда не стать представителем грузинской культуры ;)
Но у нас есть шанс и, на мой взгляд, шанс не хилый - не смотреть вслед давно ушедшему поезду. А попробовать увидеть БУДУЩЕЕ. Будущее о котором, возможно, кроме как в России, вообще никто не помышляет. Это так сказать - ПОСЛЕКРИЗИСНОЕ будущее. Впрочем, я отдаю себе отчет, чтобы обратить свой (в частности, фотографический) взгляд от настоящего и прошлого в будущее, нужен новый ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД. Если Господу будет угодно, я постараюсь в ближайшее время его сформулировать... :)
Я не совсем понимаю ваш пассаж по поводу возвращение нас сегодня в русло общемировой культуры. Вы про отстутствии горсударственного диктата в искусстве?
Скажем так, в начале века будь-то недовольство Царской властью, затем временным правительством, потом надежды на новое и справедливое рождали уйму как художественного потенциала так и отчаяния выражавшегося в творчестве. А что сегодня в России?
По сути своей вся сытая Европа, Америка, вчера и сегодня протестует, громит против засилия банков и махинаций на биржах подрывающих основы здравого смысла и демокраии. Посмотрите внимательно на людей, это средний класс, совершенно здравые адекватные люди - не люмплены. И это только начало.
Что происходит в России? Средний класс способен заявлять о своих интересах, формулировать их? Требует изменений? Националисты на манежной бузят за убитого болельщика,... Еще 12 лет олигархической демократии ? (новые снайперские винтовки на всякий случай уже официально заказаны)
Все будет как есть. Возможно доведут до бунта, но не дай Бог - хуже будет всем.
Я не вижу предпосылок для вашего "ПОСЛЕКРИЗИСНОГО будущего". Оно разумеется однажды настанет. Но зачем говорить о столь далеком будующем...
То есть я попросту говоря предлагаю (по крайней мере самому себе) готовить сани летом...:)
Проблеммы-то на мой взгляд нет. Нравится это кому-то или нет, но в искусстве как в спорте. Вопрос развития - вопрос кадровый. Хороший тренер, хорошие условия для развития, существует потребность и востребованность в обществе - есть результат. Таллантов по прежнему хоть отбавляй, вопрос в востребованности.
Не надо представлять культуру, как непрерывный прогресс - это не так.
Культура - горная система. Если художник может сказать и имеет что сказать - у него есть шансы. А погрязание в разговорах о "художественном методе" - это как учить сороконожку, в каком порядке переставлять лапки :) Создавать произведения надо, а не о методе болтать, а то вы потом потребуете ещё ввести его в качестве обязательного, как соцреализм :)))
Кстати, маленькая ремарка о методах. Весь прошлый (ХХ век) можно назвать искусством методов. Сначала создавался МЕТОД (который поначалу мог быть даже и не сформулирован), а потом на основании этого МЕТОДА художники творили произведения мирового значения.
Но с чем я с Вами спорить не буду , так это в том, что произведения, безусловно, первичнее метода. Метод в творчестве играет, конечно же, вспомогательную роль...
А конец 20 - начало 21 века - типичная "фельетонная эпоха", по Гессе, время опошленных адаптаций.
Войдя, скажем, в поле кубизма Пикассо, зритель не видит "уродцев со скошенными глазами", а (цитирую) - "разные грани одного и того же предмета, которые видятся одновременно с разных точек зрения". Метод кубизна как бы поучает зрителя: Не смотри на произведения кубизма так, как ты смотришь на произведения классицизма или реализма, то есть с одной точки зрения...
Но если перевести мысль на нормальный язык, верно, так и бывает :)))
это вы написали
это вы написали
Это разве не вы написали?
это вы написали
это вы написали
И какие вы считаете безусловно русскими?
русскость
Тут трудно сказать что именно считаю безусловно русским. На вскидку "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" считаю великим произведением русской словесности. Но кому это по большому счету нужно, даже в россии. Венечку с "Москва - Петушки" как не странно. Пушкина с записками Белкина. Рубцова, Есенина, Флоренцкого, Розанова. Из фотографов Дмитриева и дальше... Надо думать.
Какими вы спрашиваете? Я их тоже считаю русскими по происхождению и вообще. Но заслужили они такой интерес в мире не русскостью, а скорее малорусскостью или внерусскостью. И это не оценка, а просто констатация факта.
Мне лично "Барышня-Крестьянка" куда как ближе "Лолиты"))
русскость
русскость
русскость
модест мусоргский - насколько известно - тоже кучковался там.
и что ??
его "картинки с выставки" чрезвычайно популярны вне Рассее
(вот даже ELP это произведение через синтезаторы оформили в британии с адцким успехом.
и здесь на востоке почти кажную неделю передают в классическом сполнении)
русскость
русскость
давно
давно
давно
русскость
В целом резюмировать прочитанное достаточно сложно.
и ещё к вопросу о смыслах-снять серию о семье наркоманов,это во-первых, уже не стать второй Nan Goldin, во-вторых,не решить проблему этой семьи как минимум,ибо люди которые должны и могут решать подобные задачи, этих фотографий не видели и наверное,не увидят,а если и увидят,то это не будет им стимулом к решению проблем наркомании, зато серия засветиться на Западе и будет считаться актуальной,вот и все дела
Что за хрень такая "ревьюверы"? С какой стати фотографы должны к ним ходить? Если это редакторы популярных изданий, то они получают деньги за то, что должны искать и учиться работать с интересными их изданиям авторами. Если они делают это хреново, их увольняют. Если это кураторы, владельцы галерей, организаторы арт-выставок, то их хлеб добывается схожим образом: найди фотографа, задури ему голову, придумай как на нем заработать. Не получится, вылетишь в трубу.
И те и другие по сути паразиты (не в уничижительном смысле, а с точки зрения зоолога).
И вот эти люди придумали портфолио-ревю. Удобная штука. Искать никого не нужно. Сами идут, спешат, толкаются... Рады показать себя с самых лучших сторон...
Кому? Кто эти люди? Давайте говорить на русском языке. В лучшем случае это посредники, зазывалы, владельцы балаганов и комиссионных лавок, болтуны от искусства и временные управляющие нанятые владельцами бумажных и интернет-изданий. В общем те, кто трётся между человеком созидающим некие материальные артефакты и их обременённым баблом потребителем.
Людей создающих что-то интересное всегда меньше, чем желающих на них заработать. Если фотограф создает фотографии востребованные современным рынком, он и без кастингов очень быстро становится известным и востребованным. Если же он бездарен, то никакие портфолио-ревю ему не помогут, ревьюверы благотворительностью не занимаются. Бездарностям могут помочь только хороший связи, близкие знакомства, родственные взаимоотношения, секс и т.п. с людьми которые могут "двигать".
На мой взгляд это высказывание типичный пример советского мышления. Не пытаться понять и извлечь для себя что-то, а безопеляционно
отвергнуть, осудить, обозвать и обосрать.
Время изменилось, открылся занавес, появилась возможность общаться "у любого", любителя или профессионала, начинающего или опытного. Теперь это не привилегия немногих, сейчас очень многие снимают и появляется много такого материала который некоторые безапелляционно называют мусором , т.к. не хотят
признаться себе, что да, в фотографии произошла революция, появилось много фотографов и безусловно среди них есть талантливые, энергичные люди,
которые будут расталкивать других, эпатировать возможно и делать всё, чтобы пробиться, чтобы заметили и вместо того чтобы это послужило толчком к работе, чтобы доказать себе в первую очередь, что ты способен соревноваться, многие кидаются в критику, в обсирание других.
Я думаю, что это портфолио- ревью было замечательным событием. Появилась возможность пообщаться с людьми из другого мира и из своего тоже. Но у нас как:
я самый умный, а они все дураки ничего не понимающие. А я теперь считаю, что если есть возможность послушать чьё то мнение, то это прекрасно. Это даёт
возможность посмотреть на себя другими глазами и подумать над тем, что ты делаешь.
Кто же пробивается? Посредственности, которые затирают и забивают таланты? Я думаю, что вопросы искусства не простые, но люди способные, которые
идут к своей цели с пониманием как это всё работает, общаются, знакомятся с тем с кем надо, находят свою нишу в мире и сегодняшней обстановке, своего добьются, главное работать, быть сфокусированным на результат, не заниматься злопыхательством и извлекать позитивное во всём что нас окружает, в негативном
особенно. Хватит ли на это сил, это другой вопрос.
Обвинять редакторов и людей занимающихся отбором фотографий-глупое занятие. Они наверняка люди чрезвычайно занятые, особенно сегодня и
пробиться к ним непросто. Обвинять и обсирать легче всего, но к сожалению это ментальность многих, кто выходец из бывшего Союза, либо живущий там
до сих пор.
Молодое поколение, к счастью, страдает этим в гораздо меньшей степени.
пробиться к ним непросто".
В целом по объему умиротворения и счастья напомнило "Письмо к ученому соседу"
www.grani.ru
Статья В.Мусвик предельно конкретна и вполне понятна.
Автор, посетив ревю, к своей искренней радости, увидел после долгих лет творческого вакуума в области фотографии, появившихся молодых фотографов, которым есть что показать. Наметилась тенденция формирования собственного потенциала и это явление вполне объяснимо с точки зрения последствий социально-экономических проблем России в 80-90 годы.
Проблемы того времени, характерны серьёзным демографическим провалом вызванным рядом причин, среди которых: отток собственной интеллектуальной и рабочей силы за рубеж, снижение рождаемости, потеря государственных территорий вместе с населением.
Эти незабываемые годы нанесли колоссальный урон всей экономике страны, безусловно коснувшись и сфер науки, образования, искусства.
Но свято место, пусто не бывает.
Относительная стабильность в восстановлении и укреплении утраченных экономических позиций за последние годы, начали как-то исправлять демографическую ситуацию - нехватку рабочих рук успешно восполняют гастарбайтеры из ближнего зарубежья, интеллектуальные ресурсы восстанавливаются из среды коренного населения России, заполняя бреши в науке и искусстве. И это обстоятельство на самом деле радует.
Сожаление вызывает одно - недостаточный спрос на фотопродукт на внутреннем рынке. Но это уже отдельная тема для разговора.
В.Мусвик в своей статье посетовала на то обстоятельство, что на ревю приехали импортные купцы, а собственные редакторы, вроде как, и не проявили должного интереса к этой теме.
Но, как я уже сказал, это отдельная тема разговора ,и будет ли уместно развивать её в рамках данного форума? :)