Работая с различными девушками-моделями на своих творческих проектах, мне не раз приходилось сталкиваться с проблемой, решение которой собственно и определяет успех (или неуспех) художественной картины, которая является результатом всего процесса. Эту проблему можно сформулировать как вопрос – "кем является художник, рабом красоты, или творцом красоты?". То есть - кем ТЫ являешься в этом произведении – ведущим, или ведомым? И честно ответить себе на этот вопрос далеко не так просто как кажется.
Да, конечно, опытный фотохудожник всегда сумеет организовать подготовку и процесс съёмки, может вертеть моделью и так и эдак, дать правильное задание команде (визажистам, ассистентам) и т.д. Но иногда совершенство и красота модели просто ошеломляют! Причём настолько, что вынуждают попросту «обслуживать» эту красоту на уровне всех своих способностей и таланта (если есть). Внезапно начинаешь понимать, что ты – ведомый в этом процессе. В принципе, нет ничего зазорного в том, что бы выявить и заставить переливаться самыми фантастическими красками уже созданный природой объект – «совершенную модель». Но в таких случаях я всегда чувствовал, что не создаю новых смыслов (а именно в этом заключается суть любого акта искусства), а становлюсь умелым, но всё же, ремесленником, главной задачей которого становится не "СОЗДАТЬ", а "НЕ ИСПОРТИТЬ".
Я не считаю такой подход ошибкой, но в этом решении заключается самая коварная ловушка для художника. Ведь воспевать красоту, и создавать красоту, как говорят в Одессе – "две большие разницы". В первом случае ты создаёшь идеальную картинку для конкретного человека, который тебе позировал, в другом – лишаешь его персонализации и создаёшь свой придуманный тобой образ, фантазию, картинку фантастического мира, кусочек своего неповторимого сознания. То есть – дегуманизируешь объект. Главной задачей становится – отстранённость от объекта изображения. Я не хочу, что бы зритель видел конкретного человека, имеющего имя, фамилию, паспорт с пропиской и т.д. Мне необходимо всего лишь использовать свойства этого объекта для воплощения своей идеи.
Преодолеть данное от природы свойство – восхищение гармонией красоты, – есть главная задача художника в подобных случаях. Бывает невероятно трудно вписать «идеальный объект» в свой заранее продуманный образ. Обычно принцип – «следовать за красотой объекта», – задача скорее для фотохудожнников, работающих в жанре пейзажа. Здесь же приходится играть «от противного». Сложность в том, что когда вы работаете с женским телом, вы невольно попадаете в опасную область человеческих инстинктов, культурных штампов и гештальтов современной массовой культуры.
Другой соблазн, подстерегающий художника на этом пути – доминирование. Худшее что можно сделать, это – начать «ломать» модель. В какой-то момент мужское эго заставляет занять позицию «сверху», что согласуется с самым древним первобытным инстинктом. Нет ничего проще, заставить обнажённую модель, бесконечно вам доверяющую и не совсем уютно чувствующую себя в незнакомой обстановке, занять подчинённую позицию. Конечно, природа наделила нас, мужчин, полным набором всех необходимых для этого инструментов (голос, самоуверенность, игра на чужих слабостях, эгоизм и т.д.). Но, как только вы «сломали» модель, вы потеряли главное. Объект, казалось бы внешне подчиняющийся вам, потерял индивидуальность, и вы остались один на один с пустотой.
Очень трудно отрешиться от невероятной магии красоты женского тела. Ведь произведение необходимо лишить обычного, поверхностного смысла и привычного содержания (красивая девушка на картинке), создав с помощью идеальной модели «идеальную форму». Этой девушки не существует в природе, её невозможно встретить на улице и взять её номер телефона, этот объект (в виде прекрасного женского тела) существует исключительно в фантазии художника. И только тогда, когда вы понимаете, что у этой картины нет другого содержания кроме его формы, вы – на правильном пути!
Читать