Люди не могут жить без мифологии. Если им скажут правду, например, что отдельным жильем невозможно обеспечить всех, что хороший достаток недостижим для всех жителей России — разделение на богатых и бедных сохранится навсегда. Что природных ресурсов действительно осталось на несколько десятков лет, а что будет потом — не знает никто. Если отключить радио, телевидение, интернет, перестать выпускать газеты и журналы, люди просто сойдут с ума — они не смогут существовать вне мифологического поля, которое сами для себя создали.
Не останется привычных ярлыков: «нужна машина, как у Пети», «сумочка, как у Оли», «президент нас не бросит», «доллар дешевеет— рубль крепчает», «после вступления в ВТО мы все будем жить в шоколаде», «шестисотый "Мерседес" — символ абсолютного достатка», «ребенок должен стать юристом или экономистом», «отдыхать в Турции — моветон», «начальник мало платит», «утром следует есть йогурт», «в пятницу можно хорошенько нажраться», «групповой секс — это современно».
В процессе формирования мифологического пространства фотография играет одну из ключевых ролей. Образ воспринимается быстрее и легче, нежели вербальная формула. Много времени придется потратить, чтобы рассказать о символе успешно прожитой жизни: жена-блондинка/муж-брюнет, двое детей (мальчик и девочка), коттедж, ротвейлер, минивэн (для всей семьи), VR1 2 (для мужа), mini/micro (для жены), семейная клубная карта в фитнес-центре и проч.
Весь этот букет успеха проще показать на одной фотографии. Так будет лаконично, внятно и доступно. Потребителю достаточно одного взгляда, чтобы усвоить суть. А дальше подтянутся компании-производители и облагодетельствуют этого потребителя с ног до головы. Потребитель вообще напоминает зверька, окруженного флажками-мифами. Может быть, именно это состояние загнанности порождает агрессивность?.. Фотография, дескать, должна быть правдивой и непредвзятой, а некоторые фотографы в своих интересах фальсифицируют действительность, искажают реальные факты.
Что ж, признаем тот факт, что не так давно некоторые фотожурналисты сфальсифицировали снимки, сделанные в Ираке — обман раскрылся, и журналисты были уволены. Однако, по моему мнению, уволены они были потому, что плохо сделали свою работу, потому, что обман раскрылся. Ни один главный редактор не уволит высококлассного фотографа, если тот профессионально создает мифы, стоит на страже интересов издания, корпорации, державы.
Много обсуждался известный снимок Макса Альперта «Комбат ведет в бой солдат». Что снят он был не во время боя. Что он вообще был сделан до войны. Тем не менее гениальная фотография сыграла свою положительную роль — создала отличный образ командира Красной армии. Образ был принят народом и воодушевлял их на борьбу с врагом. Поэтому возникает вопрос, а насколько необходимо было знать (тогда), при каких именно обстоятельствах была сделана фотография? А если это произошло в студии или на съемках кинофильма? Это нисколько не умаляет высоких достоинств работы Альперта. Более того, одно с другим не связано, т.е. все претензии не по адресу.
Многие думают, что фотография отражает реальность, документирует окружающую действительность? Отнюдь нет. Фотография отражает прежде всего внутренний мир человека — фотографа. Камера выступает для него инструментальным средством для выражения того, о чем он думает, что чувствует и что хочет сказать. Событие окружающего мира является лишь поводом, толчком к мысли и эмоции. Обыграть событие автор может посвоему — увидеть одно и (!) не увидеть другое. Фотограф представляет людям то, что они хотят видеть или — не хотят. Если фотография отображает действительность, является ее зеркальным отражением, она не вызывает абсолютно никаких эмоций, про нее так и говорят — «никакая».
Когда зрители осуждают фотографа за то, что он исказил действительность, они лукавят, обманывают сами себя. Фотограф сделал так, как они хотели, он всего лишь угадал их желание. Копание в грязном белье ни к чему не приведет. На самом деле, никому не интересно, что и как было сделано всем важен результат. Люди хотят видеть вокруг себя завершенную мифологичную картину, и фотограф только подставляет нужные образы в нужном месте. Все просто… А «Фотошоп» просто оказался в роли мальчика для битья, хотя его достоинства практически безграничны и совершенно неоспоримы. Вера человека в мифы непобедима, поскольку пустота требует заполнения — в любую эпоху. Только фотографу нужно вовремя оказаться на Олимпе, откуда лучше видно, какие именно мифы нужны.
Владимир НЕСКОРОМНЫЙ
Главный редактор журнала "Foto&Video" (№8, 2007)
Пока нет комментариев