Первый импульс к творчеству я получил во время прочтения «Сто лет одиночества» Маркеса, как сейчас помню – это случилось летом 1982 года. Я и до Маркеса много и запоем читал, но относился к литературе скорее как к развлечению, нежели как к источнику опыта и знаний. Для меня существовали как бы два несвязанных мира – обыденный и чудесный. Маркес их связал. Я вдруг обнаружил, что обыденное чудесно и фотография способна это показать.
Для того, чтобы в воображении читателя возник цельный образ описываемого мира, писатель должен вначале увидеть этот мир в собственном воображении, а затем бережно пересказать увиденное. Читатель жаждет напитаться свежими идеями, захватывающим сюжетом, обрадоваться точным метафорам, чистоте стиля, богатству словесной палитры. В этом смысле читатель мало чем отличается от зрителя – в нашем случае от зрителя фотографий. Никто без специальной нужды не будет рассматривать скучные, вялые, неинтересные снимки.
Сырьем для фотографического творчества является видимый мир. Невозможно сфотографировать то, чего нельзя увидеть, так же как нельзя увидеть то, что невозможно представить. Рассказывают, что аборигены не заметили армаду кораблей Колумба, появившуюся на горизонте, потому что не могли представить себе их существование. Литература может помочь фотографу научиться структурировать видимый мир, расширить словарный запас для того, чтобы правильно называть и сравнивать предметы и явления, распознавать их детали, наделять их символическими значениями, фантазировать и воображать. Я хочу сказать, что чем богаче словарный запас и воображение фотографа, тем больше у него шансов сделать интересные фотографии. Ну а дальше уже дело техники:-)