Константин Львович Увы, смею вас разочаровать, гомо сапиенс это промежуточная стадия эволюции. Нашей миссией является создание постбиологической формы жизни, которая, после своего появления, для своего существования и прогрессивного развития не будет нуждаться в своём со...Еще
Андрей Любалин Откуда Вы знаете о миссии хомо сапиенса ? Это ж закрытая информация !)
Константин Львович Разум есть способность предвидеть будущее на основе понимания сущности происходящих событий.
Мы знаем, что в результате выгорания водорода в Солнце зона термоядерных реакций смещается к периферии нашей звезды, из-за чего ее светимость линейно растёт на 1 процент каждые 110 млн лет. Через 1,1 млрд лет светимость Солнца увеличится на 10 процентов, что приведёт к росту средней температуры на Земле до уровня, при котором прекратится органическая циркуляция углерода. Из-за роста парникового эффекта в сотни раз увеличится выброс в атмосферу парниковых газов, прежде всего метана и водяного пара. Ещё через 0,5 млрд лет условия на поверхности Земли станут схожи с современными условиями на Венере, где атмосферное давление на поверхности равно 91 атмосфере (как на Земле на глубине 1 км), температура на поверхности равна 470 градусам Цельсия (выше температуры плавления свинца, цинка и т.д.), в атмосфере отсутствует свободный кислород, идут кислотные дожди и скорость ветра превышает 100 м/с. При таких условиях никакая органическая жизнь невозможна. Ещё через 5 млрд лет в результате выгорания всего водорода Солнце превратится в звезду класса красный гигант. Его радиус увеличится более чем в 250 раз и оно поглотит Землю... при этом надо понимать, что гомо сапиенс не может жить в космосе, его организм разрушается под действием космической радиации и невесомости. Также в отсутствие магнитного поля Земли в нашем организме нарушаются многие клеточные процессы, в том числе процессы кроветворения. Так что животное человечество обречено, оно или тупиковая ветвь эволюции материи или проходной этап на пути становления более организованной формы жизни.
Вопрос: для чего, с какой целью в Солнечной системе появился человек - для того ли, чтобы прожить свою жизнь как мотылёк и умереть через 500 млн лет в результате эволюции своей звезды или у него есть заданная ему свыше цель?
В соответствии с пассивным антропным принципом наша вселенная такова, что человек в ней должен был появиться. Но наша вселенная эволюционирует к своему концу в результате расширения пространства и увеличения глобальной энтропии энергии. В случае распада ее материи никакая жизнь в ней станет невозможна. Но однажды появившись жизнь хочет быть вечно. Как решается эта проблема?
В соответствии с активным антропным принципом вселенная должна соответствовать нашим идеалам. Человек есть существо способное создавать идеальную модель вселенной и реализовать ее в реальности. Это ключевое положение антропокосмизма - философии разумного человечества, ставящего себе целью превращения земного человека в космического, земной цивилизации гомо сапиенсов в космическую цивилизацию разумных существ.
арсений мещеряков Анатомически современный человек существует всего 100000 лет. Язык возник видимо чуть ранее 50000 лет. Первые оседлые поселения 15000 лет назад. О каком миллиарде лет вы говорите? Все закончится гораздо раньше.
Константин Львович Вы говорите о приматах и гомо сапиенс. Я говорю о человеке - самоорганизующейся диссипативной системе, способной к познанию инвариантов (сущности вещей и явлений), закономерностей развития фенотипов, генотипами которых являются инварианты, а также к созданию идеальных моделей инвариантов и реализации их в реальности.
Моя идея вытекает из логики космологического эволюционного процесса. Кратко я сформулировал ее в виде активного антропного принципа.
ОБ АКТИВНОМ АНТРОПНОМ ПРИНЦИПЕ
Антропокосмизм или просто - космизм - как естественно-научное и философское учение признает конечную цель истории и видит её в человекобоге или богочеловеке как силе, способной спасти Вселенную от деградации и распада. Отличие космизма от предшествующих ему телеологических учений состоит в том, что эта цель вытекает из естественнонаучных представлений человека о мире и своем положении в нём.
Положение человека в мире космизм определяет через активный антропный принцип (ААП). Этот термин, судя по всему, впервые ввожу в научный оборот я (ранее я его нигде не встречал). Активному АП, при определенных условиях, может соответствовать финалистский АП, предложенный Ф. Типлером: “Во Вселенной должна возникнуть разумная обработка информации, и, раз возникнув, она никогда не прекратится”. Однако финалистский принцип Типлера не полон, так как он зацикливается на процессе обработки наличной информации. Из него не следует вывод о смысле этой обработки, в то время как вопрос “Зачем нужна обработка информации?”, является предпосылкой появления активного АП, который, собственно, и является ответом на этот вопрос. Кроме этого, из активного АП, как будет показано ниже, следует возможность появления во Вселенной новой информации в форме идеала. Сама по себе эта информация является ложной и бессмысленной, так как она не соответствует ни одному действительному состоянию Вселенной ни на одном из её уровней, ни в одной её части. Эта информация приобретает значение, то есть приобретает смысл, только при наличии во Вселенной цели. При этом если информация это то, что формирует, то из появления во Вселенной идеала следует, что должен появиться инструмент и механизм реализации идеала. Таким инструментом и механизмом является сам производитель идеала – человек. При этом если человек является носителем и реализатором идеала, то сам идеал становится новой, ранее не существовавшей константой, влияющей на условия во Вселенной.
В зависимости от занимаемой позиции ААП можно сформулировать в двух вариантах: слабом и сильном. Слабая формулировка ААП: наши представления о мире должны быть таковы, чтобы мир сохранился. Сильная формулировка ААП: мир должен соответствовать нашим представлениям о нём (Вселенная должна соответствовать нашим идеалам). ААП противостоит пассивному антропному принципу (ПАП), который также формулируется в двух версиях: слабой и сильной. Слабый ПАП: наши представления об условиях нашего существования определяются условиями нашего существования. Сильный ПАП: наши представления об условиях нашего существования должны соответствовать условиям нашего существования (наши представления о мире должны соответствовать миру; наши представления о предмете должны соответствовать предмету; наши представления о действительности должны соответствовать действительности). Сильная формулировка ПАП это формулировка условия истинности знания. Соответственно сильной формулировке ПАП противостоит формулировка условия осуществимости идеала в форме сильного ААП. Таким образом, отличие знания от идеала заключается в различном отношении человека, или как говорят физики, наблюдателя, к внешнему миру. ААП вносит в мир целеполагание и волю, необходимую для достижения цели, если воля это способность к преодолению сопротивления на пути к цели. Из ААП следует определение свободы как отсутствие препятствий на пути к цели.
Онтологическое отличие активного АП от пассивного АП в том, что пассивный АП определяет условия, необходимые для нашего появления и существования, но он ничего не говорит о нашем будущем и о будущем Вселенной. Пассивный АП известен нам как просто АП, который утверждает, что то, что мы можем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. Пассивный АП предшествует активному АП, так как последний прямо вытекает из первого, как только мы наделяем наблюдателя целью и волей. Первая часть вывода активного АП из пассивного АП формулируется следующим образом: то, с чем мы можем иметь дело, должно делать возможным наше существование. Далее параллельно представлены формулировки пассивного АП и вывода из него, ведущего к формулированию активного АП: то, что мы можем наблюдать (то, с чем можем иметь дело), должно быть ограничено условиями (должно делать возможным), необходимыми для нашего существования как наблюдателей (наше существование). Для окончательного вывода активного АП мы должны принять во внимание тот факт, что мир, в котором мы живем, сам по себе, в результате расширения пространства Вселенной и увеличения энтропии энергии движется к своему распаду. Для того чтобы выжить в умирающем мире, наблюдатель должен предотвратить деградацию и исчезновение Вселенной. Для этого он должен стать конструктором или творцом новой Вселенной, ибо она служит наблюдателю (на физическом уровне являющемся диссипативной системой) источником ресурсов, необходимых для его существования. Соответственно мы наделяем наблюдателя субъектностью и он, помимо способности наблюдать, приобретает способность познавать мир, в котором он живет (познание возможно только в процессе целенаправленной деятельности), и, соответственно, целью, к которой он стремится в этом мире. Эта цель состоит в самосохранении наблюдателя, что выражается в процессе гомеостаза всех систем, способных к наблюдению. Для того чтобы продолжить существовать, наблюдателю необходимо адаптироваться к изменяющемуся миру и/или преобразовывать окружающий мир под себя. В умирающем мире первый вариант приспособления возможен до момента исчезновения (умирания) мира. В бесконечной перспективе единственным вариантом самосохранения становится вариант преобразования мира, точнее, создания нового мира, вместо исчезнувшего. Для этого, помимо знания и цели, наблюдателю необходимы воля и техника. Но наблюдатель, обладающий способностью к познанию и преобразованию мира, и имеющий внутренний источник своей активности в форме идеала мира, а также волю, необходимую для преодоления сопротивления на пути преобразования мира в соответствии с идеалом, это уже не просто наблюдатель, а творец. Таким образом мы приходим к формулировке активного АП, в соответствии с которым то, с чем мы можем иметь дело, должно делать возможным наше существование как творцов того, с чем мы можем иметь дело. При этом если пассивный АП говорит о том, каким образом наличие наблюдателя связано с условиями во Вселенной, то активный АП говорит о том, каким образом будущее Вселенной связано с наличием в ней наблюдателя, ставшего творцом.
P.S. Каждый человеческий индивид приходит в этот мир со своей задачей. Это задача всегда творческая. Человеческий индивид должен добавить к этому миру что-то от себя, чего еще нет в этом мире и без этого индивида не будет никогда. Важно, чтобы каждый из нас понял свою задачу, свою цель присутствия в этом мире.
Марат Гельман да
Константин Львович Для гомо сапиенсов интрига состоит в том, будет ли переход к новой форме жизни, новой форме носителя разума, морали и воли, иметь сингулярный характер или последним гомо сариенсам удасться записать на первых представителей новой формы жизни своё сознание, в результате чего последние гомо сапиенсы обретут бессмертие в новой форме. NASA отвечает на этот вопрос отрицательно, полагая, что преемственность новой формы жизни по отношению к биологическому человеку будет иметь только техно-информационный характер. При этом эта новая форма жизни тоже будет человеком - новой формой человека, если человека определять универсально как вообще разумную часть Вселенной.
Boris Hurgin Константин Львович, прочитав ваши заметки, я понял, что... черт знает что. Это раз. Два, - где место для любви в этой картине мира? Три: что вы скажете об искусстве? Мне кажется, что с точки зрения закона сохранения энергии (если он еще не опровержен), это важный вопрос.
Константин Львович ОБ ИСКУССТВЕ И ЗАКОНАХ ФИЗИКИ
1. Если всю Природу свести к физике придется отказаться от красоты в ее восходах и закатах, ибо красоты нет в природе, она существует лишь в сознании человеческого индивида. Но сознание это субъективная модель объективной реальности и таким образом эстетическое чувство служит критерием отбора создаваемых сознанием идеальных моделей человека и остальной Вселенной. В этом смысле искусство есть донаучная форма субъективных моделей человека, остальной Вселенной и отношений между ними.
2. В связи с кризисом отношений между стремящимся к вечному бытию человеком и деградирующей Вселенной современное искусство является формой протеста человека против ограничивающего его свободу гомо сапиенса - формы наличного (по Ницше - земляного) человека. (По отношению к человеку гомо сапиенс есть часть остальной Вселенной).
3. Наука говорит, что начала термодинамики не отменимы (первое начало говорит, что энергия сохраняется при любых превращениях, второе – что энтропия в закрытых системах не убывает, третье – что познание истины и достижение идеала невозможно). Искусство робко пытается возразить. Оно делает это посредством творчества художника. Творчество – это выход за рамки порядка, поэтому оно разрушает порядок. Собственно творчество это создание нового из старого, но для этого старое надо разрушить. По-другому не получится, потому что в природе властвуют законы сохранения. В соответствии с ними все новое может возникнуть только на основе и за счет старого. Так искусство указывает нам на то, что смерть старого является необходимым условием появления и развития нового: новая жизнь начинается тогда, когда умирают старые боги. Поэтому любите Победу, братья мои! Она соль земли, она радость жизни, цель и смысл всех вещей. Не верьте тем, кто говорит: - “Согласно второму закону термодинамики победа это остановка развития, это смерть”. Так говорят трусы, лжецы и пораженцы. Вырвете им лживый их язык!
P.S. Солнцеликим не понятен сам вопрос о природе искусства, - они не видят чужих теней, а своей им и подавно не видно.
Наш мир не является плоской поверхностью, он имеет структуру и глубину. Солнцеликие профаны полагают, что на поверхности мира отражается вся информация о мире. Представление о мире как о гладкой поверхности является следствием неразвитости у них органов чувств, - их органы чувств не способны воспринимать сигналы идущие из глубины мира.
“К чему размышления о том, что случится не со мною?” – это логика солнцеликих профанов. Солнцеликие видят только передний план мира, глубину реальности от них скрывает свет, идущий от их довольства собою, они светятся самодовольством и видят мир в лучах своего самодовольства, - подобно Солнцу они дарят миру свет своего самодовольства, и подобно Солнцу они не видят иного мира, кроме обращенного к ним своей листвой (фенотипом). Везде, куда обращен взор солнцеликих, они видят жизнь. Но есть другая сторона мира, недоступная взору солнцеликих, и оттого знающие эту сторону называют солнцеликих профанами. Эта другая сторона не имеет переднего плана, и лучше всего будет называть ее бездной, - в таком случае передний план нашего мира это фасад бездны. Вечно довольные профаны не способны чувствовать глубин этой бездны. В профане форма находит свое крайнее выражение и отрывается от породившей её причины. Профаны есть наивысшая идентификация формы как таковой, её отрицание своей причины, - причиной существования профана является он сам – так мыслит профан смысл своей жизни. Профан идентифицирует себя со своей формой. Но что есть форма сама по себе? – только пустая упаковка.
Для понимания смысла слов недостаточно знать буквы. Для понимания природы недостаточно видеть ее передний план. Глубину создают тени. Лучше всего тени видны во время восхода и заката. Тени души - радости и печали - это буквы красоты. Тени задают глубину пространства.
Пространство и время - это то, что создает структуру произведения искусства. Без них вообще нет ничего. Например, плоское мышление некрасиво, глубокое - обладает всеми оттенками прекрасного. Поэтому красив тот человек, красиво то слово, которое отражает и несет в себе глубину Вселенной. И наоборот, некрасив тот, у кого плоский взгляд, плоская душа, плоские мысли и чувства. Но грех обижаться на природу, коли она лепит то, что может. Будьте глубокомысленными, братья мои!