Недавно писал, как мне потребовалось срочно отсканировать несколько слайдов, но не удалось подключить сканер из-за отсутствия переходника и я их переснял на цифровую камеру. Правда пришлось повозиться. Результат мне понравился и я решил исследовать, а как с этим обстоят дела в мире. И мир открыл мне много удивительного и вдохновляющего.
Оказывается, одни талантливые ребята разрабатывают удобные приспособления для пересъемки пленок, другие пишут специальный софт для правильного преобразования негатива в позитив.
Так как до сих пор не смог полюбить цифру больше чем пленку, задумываюсь о гибридном процессе – пленка -> оцифровка -> цифровая печать. Кайф пленки в её «ламповости», неповторимом рисунке зерна. Кайф цифровой печати в предсказуемости и управляемости, невероятной гибкости и вариативности, огромном выборе разнообразных бумаг. На мой взгляд качественный цифровой отпечаток на архивной хлопковой бумаг 350 г/кв.м выглядит намного эффектнее отпечатка на бром-серебряной фотобумаге, да я и не знаю, существует ли на свете хлопковая фотобумага такой толщины, разве что самому её изготовить:-)
Вот ещё что – если всё делать самому, то процесс пересъемки негатива на цифру занимает гораздо меньше времени нежели сканирование. А качество сравнимое. Сравнивал кадр, сканированный на сканере Imacon, лучшем из современных сканеров и тот же кадр, переснятый на Olympus E‑M5 Mark II с объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 60mm F2.8 Macro. Стоит отметить, что сравнение не совсем корректное, потому что сканировал профессиональный оператор в лаборатории Фотолаб, а я пересъемку делал наспех, для этого поста, не использовал никаких спец приспособлений, просто положил негатив на экран айпада, поставил фотоаппарат с макро-объективом на штатив, навел на резкость и снял. Были и паразитные помехи от дневного света из окна и, возможно, не выставил полную параллельность камеры и пленки. Однако принципиальной разницы между сканом и снимком не заметил.
У меня есть сканер Nikon Coolscan 4000, но я его не люблю. Проблема в том, что если пленка слегка выгнута, а это бывает в 99,8% случаев, то невозможно добиться резкости по зерну на всей поверхности кадра. В драйвере сканера можно навести на резкость на любом участке кадра, но глубина резкости датчика настолько мала, что если другой участок выйдет на микрон из зоны резкости, то зерна мы не увидим. Получается, что, к примеру, половина кадра имеет четкое зерно, а другая расплывчатое. Так что узкоплёночные никоновские сканеры годятся лишь для нетребовательных ребят. Для справедливости отмечу, что Imacon лишен подобного недостатка. Чтобы было понятно, о каком зерне речь, посмотрите на это, красота же:
Для обращения негатива в позитив скачал Negative Lab Pro – плагин для Adobe Lightroom Classic. Кстати, не пытайтесь обращать другими способами – это дикий трудно управляемый геморрой. Можно, конечно, но почему-то у ребят, написавших плагин, получается лучше и быстрее. Плагин не дешевый – 99 баксов, но, уверен, стоит этих денег.
Сегодняшний день посвятил исследованию вопроса и составил список необходимых для пересъемки инструментов. Что и за сколько нужно докупить для полного счастья.
Итого, для начала гибридного фотографического творчества мне нужно накопить 507$ и наверное сколько-то потребуется на пересылку, ну, значит, где-то в районе 600$. Начинаю откладывать:-)