Практически весь 1990 год я посвятил работе над серией фотоколлажей «Карты Таро». Идею создания этой серии мне подарил французский букинист Серж Плантюро. Он в то время собирал коллекцию артефактов на тему «Магия и Математика» и, оказавшись у меня в гостях, заметил репринтное издание книги Папюса «Предсказательное Таро». «À PROPOS DE! Vous êtes intéressé par le tarot?» – воскликнул Серж. «А почему бы тебе самому не изготовить свою колоду. Все великие художники в своё время сделали это, включая Дюрера и Дали, – сказал он по-французски, благо в нашей компании оказался переводчик. – Я бы включил твою колоду в свою коллекцию, которую намерен представить на крупной букинистической ярмарке в Париже», – продолжил Серж.
Я обещал подумать, хотя идея захватила сразу. Я придумал такую концепцию карт: позади 12 лет, отданных фотографии. Это число показалось символически значимым. За это время проявлено около двух тысяч плёнок, с которых отпечатаны контакты. Я решил использовать в качестве модуля контактный отпечаток 24х36 мм. Рамка карты должна состоять из 22 двух контролек – ровно столько в колоде старших арканов. Каждый кадр должен был как-то объяснять роль аркана. В центре должно располагаться изображение самого аркана. В результате серия символизировала бы окончание моего 12-летнего погружения в искусство фотографии.
В то время я был очарован «Светлой Камерой» Барта и твердо убежден, что фотография обязана быть прямым отражением реальности, а значит мои коллажи должны состоять из некадрированных самостоятельных снимков, каждый из которых является прямым документом реальности. Сразу скажу – мне это не удалось. Однако некоторые карты все же соответствуют этой концепции.
Полных 9 месяцев потребовалось для завершения серии. Каждый кадр был найден в состоянии медитации, вырезан макетным ножом и приклеен клеем момент на плотную бумагу. Затем в лаборатории издательства «Наше Наследие» были сделаны репродукции высочайшего качества для контактной печати и отпечатан тираж из 15 колод, которые благополучно пополнили коллекцию Сержа, где уже находились невероятные экспонаты, например, авторская рукопись теоремы Лобачевского. Оригинальные коллажи остались у меня и в 1993 году были выставлены в Якут галерее, где проданы за хорошие деньги французскому коллекционеру издателю журнала Actuel – Жану-Франсуа Бизоту.
Серж пристроил одну колоду в коллекцию Национальной библиотеки города Парижа, еще одну в музей игральных карт Musée Français de la Carte à Jouer, одна осталась у меня, судьба остальных колод мне неизвестна.
Долгое время у меня хранились листовые негативы репродукций, но во время очередного переезда, куда-то пропали. Были еще 35-мм слайды, которые я сделал за час до отправки оригиналов Бизоту. В 1996 году эти слайды были оцифрованы для плаката-вкладыша в первый номер журнала «Камера Обскура», после чего также бесследно пропали. Зато мне достались сканы.
К сожалению, сканы оказались небольшими – сканирование в те годы стоило немерено – а для плаката нужны были маленькие картинки. То есть, для показа в интернете достаточно, а для выставочной печати мелковато, максимум можно выжать 15x9 см. Конечно, как только у меня появился Фотошоп, я пробовал увеличивать сканы, но результат был удручающий.
Со временем для этой цели стали появляться алгоритмы на основе фрактальной геометрии, дорогие и беспомощные.
Наконец, наступило наше время. Искусственный интеллект начал внедряться в программы для редактирования изображений, в том числе и для увеличения.
Я решил исследовать этот вопрос. Вот небольшой отчет.
Последняя версия Adobe Camera RAW увеличивает всего в 2 раза. Но делает это весьма корректно и даже с небольшим улучшением. Но хочется большего:-) Настроек увеличения нет.
Pixelmator Pro с плагином Ml Super Resolution научился увеличивать в 3 раза. Результат неплох, но чего-то не хватает. Кратность не настраивается.
Лучшие результаты показал онлайн-сервис Let’s Enhance. Есть настройки кратности увеличения и выбора типа изображения – фото или рисунок. Увеличивает от 2 до 16 крат. Стоит 9$ за 20 увеличений.
Для справедливости отмечу, что были испытаны еще несколько онлайн-сервисов и программа Gigapixel AI, но они и в подметки не годятся Let’s Enhance.
Оригинал, который нужно увеличить.
Фрагмент оригинала в натуральную величину.
2-х кратное увеличение Adobe Camera RAW.
4-кратное увеличение Pixelmator Pro. Кратность не настраивается.
4-х кратное увеличение Let’s Enhance. Увеличивает от 2 до 16 крат. Стоит 9$ за 20 увеличений.