Неожиданное для меня продолжение вызвано тем, что переиздали на русском «Теорию кино» Зигфрида Кракауэра. Предыдущее издание оцифровано. Новое даёт понять, что советская переводчица пыталась улучшить книгу, сокращая и/или кратко пересказывая куски из оригинального текста. В переизданной версии лакуны восполнены (жаль только, что они не выделены версткой).
В конце обеих версий есть славословие по отношению к «Семье Человека». И оно завершает текст:
===
...Не случайно идея «Семьи человеческой» родилась в голове прирожденного фотографа. И одна из причин всемирного успеха выставки Эдварда Стейхена кроется в том, что она состоит из фотографий — то есть изображений, удостоверяющих подлинность своего содержания. Сама фотографическая природа кинематографа предназначила его для дальнейшего развития этой темы. В некоторых фильмах она уже фактически присутствует. Так, «Мир без конца» Пола Рота и Бэзила Райта показывает сходные моменты жизни народов Мексики и Сиама, и показывает их тем более убедительно оттого, что признает сегодняшние границы процесса уравнивания: еще стоит полуразрушенная церковь и древний Будда на обочине шоссе словно размышляет о скорости движения грузовых автомашин. Вспоминается и фильм Сатьяджита Рея «Непобежденный»...
===
В 1941-43 Кракауэр работал в киноотделе MoMA. И в то же самое время (в 1941-42) Стейхен делал в фотоотделе MoMA свою «Дорогу к победе». Можно видеть, что мысль Образцова о кинематографичности идеи, подсмотренной в «Семье Человека», созвучна постулируемому Кракауэром.
Можно видеть упоминание Сатьяджита Рея. Которое примечательно в свете написанного в статье Тифентале. Одним из отпечатков в составе экспозиции была «фотография», подписанная так: «Индия. Сатьяджит Рей». Кавычки, так как это стоп-кадр из фильма «Песнь дороги». Оператор фильма Субрата Митра -- видимо, являющийся автором. Рей не снимал эту «фотографию», он её ставил. Снимок инсценировки не документальный. Его нельзя считать подлинным, если буквально следовать идеям кракауэровской «Теории кино».
Следовать надо «диалектически», как это полагается в лево-идеологических текстах. «Теория кино» -- это неловкое, но настойчивое жонглирование различными положениями, исполняемое, чтобы втемяшить в читающую голову несколько лозунгов, ввести читателя и запереть в кругу принятых партией творцов и их творений. «Непобежденный» («Непокорённый») -- сиквел «Песни дороги», вторая часть кинотрилогии.
Пока нет комментариев