Одним из несомненных бонусов жизни в XXI веке является элегантная возможность связывать все со всем, находить параллели и неожиданные аллюзии, скользя по тысячелетиям исторических и культурных событий. Смешать, но не взбалтывать, как завещал великий Бонд. Джеймс Бонд.
Мишелю де Монтеню не повезло. В далекие и нежные 1570-е не было ни интернета, ни социальных сетей, ни форума Photographer.ru, поэтому троллить окружающую его вычурную знать французский интеллектуал-скептик мог лишь на страницах собственных произведений. В частности, в написанном в абсолютно новом для того времени и все еще популярном пять столетий спустя жанре «как бы ради скуки» – эссе (именно так дословно переводится с французского его знаменитые «Опыты», или «Essais»). Испытывая плохо скрываемое раздражение от культа разума и воспевания «высокого» этикета и манер, Монтень решил поведать о самом честном и здоровом. То есть о себе.
«Если бы я вдруг оказался среди всех тех людей, которые, говорят, все еще живут в сладкой свободе первичных законов Природы, могу с уверенностью заявить, что с гораздо большим удовольствием я изобразил бы себя целиком и полностью голым», – признавался Монтень, критикуя парадные портреты, благодаря которым через века к нам дошли не симпатичные смертные с богатыми оттенком характеров, не лишенных изъянов, а «кривые зеркала» раздутых супер-эго королей, дворян и мещан. Одинаково безэмоциональные, скучные, чужие. Та же самая атмосфера царила и в интеллектуальной вселенной, где бал правил разум. Любая отвлекающая от его похвалы физиология изгонялась с позором, в том числе из искусства и литературы. «Короли и философы испражняются, – напоминал Монтень, добавляя с кокетством тролля пятого уровня, – и дамы тоже!» «И даже на самом высоком из земных престолов сидим на своем заду».
В «Опытах» француз без стеснения писал об индивидуальности собственного пениса, любви к уединенности в туалете и радостях регулярной работы кишечника. Его «философия» строилась на том, что человеческое существо (кстати, больше всего, по мнению Монтеня, похожее на обезьяну и свинью) стоит воспринимать как единое целое, а культ разума и деление всего сущего на нормальных и нет – не только глупо, но и опасно.
Прогрессивность трудов Монтеня оценило множество мыслителей разных эпох и культур, с одобрением или вопросами на него ссылались Дени Дидро и Жан Жак Руссо, Уильям Шекспир и Фрэнсис Бэкон, А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой. Удивительно актуальными, по ряду причин, кажутся взгляды Монтеня в сегодняшних реалиях, а их тонкие следы обнаруживаются в коллажах беларусской визуальной художницы Маши Святогор.
Простая по исполнению серия цифровых коллажей «Маски-шоу» – кладезь для анализа искусствоведа и арт-критика. На стыке сценок постсоветской повседневности и апроприированных портретов икон средневековой «женской добродетели» и «нравственной чистоты» рождаются вызовы стереотипным представлениям о феминности, цензуре, морали и даже, по сути, всей истории визуального искусства. Сама Маша Святогор в интервью i-D.Vice поясняет, что в проекте она стремится предоставить зрителям возможность «альтернативного прочтения известных женских персонажей, возникающее в момент их помещения в сегодняшний контекст, возможность их повторного изобретения, новой интерпретации».
Как и Мишель де Монтень, Святогор подвергает сомнению общепринятое. С одной стороны, художница десакрализует наше благоговение перед классическим искусством (которое, на деле, понимает лишь кучка искусствоведов, но в чем почему-то считается стыдным признаться), с другой – подвергает критике популярные практики создания «портретов ради портретов». Тот самый богатый визуальный капитал обитателей социальных сетей, который они так настойчиво стремятся продемонстрировать миру в виде нескончаемых селфи, снимков еды, крутых авто и вечно молодых, красивых и пьяных друзей противоположного пола. Монтеня и Святогор, несмотря на пропасть длиной в более пять столетий, волнуют те же вещи – перекос в сторону внешнего, опасности ухода в крайности. Человеческая гордыня лишь возмущает Монтеня, равно как претензии на абсолютную истину. По той причине, что всё – относительно.
Коллажи Маши Святогор касаются сходной темы. Говоря простыми словами, индивидуальность женщины – не только в марке iPhone, высоте каблуков или оттенке лака для ногтей. Человеческое существо стоит воспринимать целиком, а поэтому мы, продолжает тезис Монтеня художница, – это и пятнышко от детской прививки на плече, и царапины на колене, родинки и лобковые волосы. Закрывая «маской» лицо сфотографированных ею девушек, Маша смещает наш взгляд на части тела, которые традиционно остаются вне публичного внимания. Нехитрым приёмом она провоцирует норму, провоцирует историю, существование единой реальности.
Перед лицом биологии равны все: и рыцари, и вахтеры, и носители iPhone.