Более 25 000 деятелей искусств и культуры подписали новую петицию с простым, прямым посланием: «Нелицензированное использование творческих работ для обучения генеративного ИИ представляет собой серьезную, несправедливую угрозу для жизни людей, стоящих за этими работами, и не должно допускаться».
Автором краткого заявления стал композитор и бывший руководитель Stability AI Эд Ньютон-Рекс, который уволился из проекта из-за несогласия с бесплатным использованием компанией творческих работ, защищенных копирайтом в рамках «добросовестного использования», для обучения своего искусственного интеллекта.
Художники, среди которых живописцы Амоако Боафо (Amoako Boafo), Сесилия Викунья (Cecilia Vicuña), Джоанн Гринбаум (Joanne Greenbaum) и Джоанна Пусетт-Дарт (Joanna Pousette-Dart); фотограф Линн Голдсмит (Lynn Goldsmith); иллюстратор Энни Мацик (Anni Matsick) – среди «подписантов». С ними соседствуют Бьёрн Ульвеус (Björn Ulvaeus) из ABBA, актер Кевин Бэкон (Kevin Bacon), и Том Йорк (Thom Yorke) из Radiohead. Ньютон-Рекс впервые опубликовал петицию в социальной сети Х 22 октября с 10 000 подписями. Каждый может подписать документ.
Ньютон-Рекс заявил, что петиция опубликована сейчас, так как для творческих людей «настало критическое время» для защиты своей работы.
«Множество фирм, производящих ИИ, делают свои продукты, поглощая труды всей жизни писателей, музыкантов, художников, актеров, фотографов и других творцов без оплаты и без разрешения», – сказал Ньютон-Рекс в заявлении Hyperallergic.
Ранее в этом году, судья Калифорнии постановил, что поданный группой художников коллективный иск против Stability AI, Midjourney и Deviant AI остается в силе, несмотря на попытки компаний заблокировать его. Другие художники используют суды для защиты авторских прав на генерированное ИИ искусство.
Президент Ассоциации фотографов в Великобритании Тим Флеч (Tim Flach), известный за свои фотографии дикой природы и животных, в частности за серию «Собачьи боги» (Dog Gods), сказал Hyperallergic, что он испытал «из первых рук» подражания своему фотографическому стилю. Флеч сказал, что он также является истцом в групповом иске против нескольких компаний, производящих ИИ.
Флеч сказал в заявлении Hyperallergic, что «непрошеная эксплуатация», вызванная обучением ИИ на произведениях, защищенных авторским правом, «представляет экономические потери для художников, подрывает их средства к существованию и угрожает существованию в целом».
«Нам срочно нужно, чтобы политики поддержали наши опасения, а компании, занимающиеся этой обширной и широкомасштабной коммерческой эксплуатацией, запрашивали разрешение и выплачивали компенсацию», – сказал Флеч.
Хотя длинное послание подписано в основном представителями творческих профессий, такими как музыканты, писатели и визуальные художники, ряд академических ученых тоже одобрили его, в том числе доцент кафедры древней истории Оксфордского университета Грегори Кантор (Gregory Kantor).
Кантор заявил Hyperallergic, что «дешевые» модели ИИ создают барьеры для входа в профессию будущим поколениям ученых и художников.
«ИИ не напишет историческую монографию, как профессор Оксфорда. Или картину, как Пикассо», – сказал Кантор. «Однако, топовые ученые и художники следующих поколений, чтобы начать путь в профессии, должны сначала делать рутинную работу и отрабатывать навыки. Экономический режим, который исключит людей из этих базовых работ в искусстве и науке, неизбежно приведет к тому, что нового поколения просто не будет».
Заявление появилось после того, как Великобритания инвестировала более миллиарда долларов в проекты ИИ. Кантор сказал, что он считает странным для Великобритании «фактически субсидировать развитие калифорнийской технической индустрии за счет тех областей, в которых эта страна сохраняет международное значение».
Ньютон-Рекс заявил, что его очень популярная петиция, состоящая из одного предложения, не была изначально направлена кому-то конкретному, а скорее выражает то, что «творческие люди думают об этой проблеме».
«И что они думают, совершенно ясно», – добавил он.
Оригинал на сайте Hyperallergic
Перевод с английского Александра Курловича