Многие коллекционеры имеют единственное увлечение, это могут быть марки, антиквариат или монеты. Так же бывает и с коллекционерами фотографии, которые могут охотиться за «нишевыми» или специфическими изображениями для пополнения своего собрания – фото глаз, машин, деревьев, птиц, мало ли чего ещё. Однако, некоторое количество частных коллекционеров стали влиятельными послами медиа, значительные собрания которых оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие фотографии. Такие фигуры, как Майкл Уилсон, продюсер фильмов о Джеймсе Бонде, или всемирная поп-звезда Элтон Джон, владельцы двух крупнейших в мире собраний, относятся к этому числу. Некоторые из таких коллекционеров выставляют свои сокровища в больших всемирно известных музеях, бьют рекорды на аукционах, и влияют на наши сегодняшние представления о фотографии.
Самыми первыми коллекционерами фотографии были музеи и институции, начавшие собирать её в середине 1800-х. Первая публичная выставка состоялась в Музее Южного Кенсингтона (сейчас музей Виктории и Альберта) в Лондоне в 1858 году. Однако, до 20 века коллекционирование фотографии не получало сколько-нибудь широкого распространения среди частных лиц. На сильный рост этого коллекционирования повлияло мощное развитие аукционных домов и фотографических галерей в 1970-х и 1980-х. Сегодня множество людей коллекционируют фотографию по самым разным причинам – будь то инвестиции, исторические исследования или просто удовольствие.
Хотя многие видные коллекционеры предпочитают сохранять свои увлечения в тайне, сегодня мы представляем вам пять имён, наиболее влиятельных в этой области.
Майкл Уилсон – американский коллекционер, накопивший одно из крупнейших в мире собраний фотографии, включающее работы Роберта Мэплторпа, Дианы Арбус и Ирвина Пенна. Будучи кинопродюсером, Уилсон – тот человек, что стоит за созданием фильмов о Джеймсе Бонде, начиная с «Moonraker» в 1979 году. Он начал коллекционировать фотографию в конце 1970-х, первыми его приобретениями были иллюстрированные фотографиями книги и альбомы 19 столетия. За этим последовал интерес к фотографии 19 столетия и файн-арт фотографии как таковой. Постепенно его интересы расширялись, включая периоды Пикториализма, раннего Американского Модернизма, Британские работы 20 века и современную фотографию. Его отпечатки показываются в музеях по всему миру, примером чего может быть экспозиция «Портреты Уильяма Эглстона» в Национальной Портретной Галерее в 2016 году, составленная по большей части из работ, принадлежащих к коллекции Уилсона. В 1998 году он создал Центр фотографии Уилсона в Лондоне, архив, предназначенный как для сохранения фотографий, так и для изучения истории и эстетики этого искусства. Уилсон входит в попечительский совет многих музеев и страстно убеждён, что фотография должна быть более широко представлена, как одна из важнейших форм искусства нашего времени.
Элтон Джон, всемирно известный музыкант, известен своим энтузиазмом в отношении фотографии. В 1989 году он продал свою обширную художественную коллекцию на Сотбис, сохранив лишь полотна Френсиса Бэкона и Патрика Проктера. Когда он отрезвел полгода спустя, он, по собственному признанию, заменил одну зависимость на другую – фотографию. Вскоре это стало его величайшей страстью помимо музыки. Сэр Элтон собрал непревзойдённую коллекцию – от абстракции Баухауза до документальной фотографии 1930-х, стрит-фотографии, и сюрреализма. На сегодня это одна из величайших в мире частных коллекций, намного большая, чем у галереи Тейт, где его собрание было показано в 2016 году на выставке «Радикальный Глаз» («The Radical Eye»).
Широко известно, что один из домов Элтона Джона покрыт фотографиями от пола до потолка. Он сказал однажды: «Каждая из этих фотографий служит для меня источником вдохновения в жизни; они украшают стены моих домов и все они для меня драгоценны». В интервью он описывал, как спит в постели, над которой на потолке висит «Noire et Blanche» Ман Рэя. В 1993 году он побил рекорд аукциона, приобретя «стеклянные слёзы» этого автора за 112 000 фунтов. Учитывая, что «Скрипка Энгра» Ман Рэя была продана за 12,4 миллиона долларов в Мае 2022 года, остаётся лишь гадать, сколько стоили бы «Слёзы» сегодня.
Артур Уолтер – немецко-американский коллекционер, фокусирующийся на показе и публикации современной фотографии и видео-арта. Выпускник Гарвардской бизнес-школы, Уолтер был Генеральным партнером в Goldman Sachs до выхода на пенсию в 1994 году. Он начал собирать фотографию в конце 1990-х, а позже основал The Walther Collection, открытую для публики в собственном музейном кампусе в Ной-Ульме, в Германии, и специализированном Project Space в Нью-Йорк Сити. Эта организация посвящена критическому пониманию исторической и современной фотографии. Её цель подчеркнуть социальную значимость медиа и расширить изучение его истории. Коллекция включает Африканский, Китайский, Японский и Европейский «блоки» модернистских и современных работ, собрания фотографии 19 века из Европы и Африки, а также народные изображения, полученные с помощью объектива, со всего земного шара. Образовательная программа коллекции дополняется публичными лекциями и показами, международными научными симпозиумами и серией каталогов и монографий, совместно опубликованных Steidl, получивших признание критиков.
Говард Стейн был американским коллекционером и финансистом, особенно интересовавшимся винтажной фотографией. Его коллекция охватывает полную историю фотографии: от крупных произведений новаторов 19 столетия, таких как Уильям Генри Фокс Тальбот, Густав Ле Грей и Карлтон Уоткинс, до икон модернизма, таких как Эжен Атже, Ласло Мохой-Надь и Аймоджин Каннингем, и современных работ Идрис Хана и Чжан Хуаня. Его коллекция пошла с аукциона «Сотбис» (175 лотов, суммарно за 21,3 миллиона долларов), что было новым рекордом для фотоколлекции от одного собственника. Wall Street Journal писал, что этот нью-йоркский аукцион был особенно важен, так как он «определил силу художественной фотографии на рынке искусства, который часто вознаграждает современные произведения больше, чем старые». В 2017 году Philips предложил ещё 228 лотов из коллекции Стейна (эстимейт около 5,4 миллиона долларов), средства от продажи которых пошли на финансирование некоммерческой организации JGS («Радость давать что-то», Joy of Giving Something). Эта организация поддерживает искусство фотографии через обучение, детское образование и различные другие программы.
Сэр Дэвид Танг был Гонконгским бизнесменом, филантропом и светским львом, а одновременно ведущим коллекционером искусства. Он был покровителем искусств в Гонконге и в Лондоне, работал председателем Азиатско-тихоокеанского комитета по закупкам Тейт, попечителем Королевской Академии художеств, и одновременно колумнистом в Financial Times. Танг особенно интересовался чёрно-белой фотографией и портретами, в его коллекции было много известных фотографий медийных персон, таких, как Мерилин Монро, Пабло Пикассо и «Битлз». Он собирал работы самых влиятельных фотографов 20 века, включая Ричарда Аведона, Анри Картье-Брессона и Хельмута Ньютона. Его также привлекала китайская фотография, он собирал работы таких авторов, как Рен Ханг и Фан Хо. Коллекция Танга часто экспонировалась в музеях и галереях по всему миру, включая Гонконгский международный фотофестиваль и Национальную Портретную Галерею в Лондоне.
Оригинал на сайте SOL DIN
Перевод с английского Александра Курловича