Чарлз Джин – уроженец Шанхая, живущий сейчас в Атланте, Джорджия, – относит начало своего пути как коллекционера к годам своего становления, проведённым в Колледже искусств Мэрилендского института (MICA). Именно там, в 1992 году, он стал первым выпускником китайского МИД по специальности «фотография», поступившим в американскую художественную школу. Затем он отважился стать предпринимателем, основав ведущую производственную компанию в штате Джорджия, но вскоре вернулся к фотографии с новой страстью коллекционировать её как форму искусства.
Коллекция Джина ориентирована на индивидуальных фотографов, в основном авторов 20 столетия, таких как Эдвард Уэстон (Edward Weston) и Аарон Сискинд (Aaron Siskind). Он владеет примерно 200 винтажными фотографиями Гарри Каллахана (Harry Callahan), составляющими значительную часть его коллекции. Его увлечение этими великими фотографами идёт из MICA, где его наставник Джек Уилгус (Jack Wilgus), был учеником Каллахана, а другой преподаватель, Уильям Ларсон (William Larson), – студентом Сискинда. Художественное наследие, переданное через этих влиятельных наставников, сыграло ключевую роль в формировании взглядов Джина на фотографию.
Энтузиазм Джина в отношении фотографии касается также и современных имён, включая Вольфганга Тильманса (Wolfgang Tillmans), Синди Шерман (Cindy Sherman), Томаса Раффа (Thomas Ruff) и Барбару Крюгер (Barbara Kruger). В коллекции Джина насчитывается около 90 подписанных работ Роберта Мэплторпа, и видимо, одно из крупнейших индивидуальных собраний Салли Манн. Её работ в коллекции около 80, из знаменитой серии «Ближайшие родственники» (Immediate Family). Размера коллекции Джина достаточно, чтобы можно было бы устроить персональную выставку каждого художника, что свидетельствует о его преданности этому виду искусства.
Живой интерес Джина к фотографии выходит за рамки его личной коллекции. В 2011 он начал привлекать внимание куратора к своим приобретениям, комбинируя изображения для создания тематических выставок, таких как «100 винтажных отпечатков» и «Морская серия», привлекающих аудиторию в разных городах Китая. Дополнительно, Джин владеет компанией по лицензированию фотографий SIPA Press во Франции, США и Китае.
Мы поговорили с Чарлзом Джином о его первом приобретении, работах, которые он надеется добавить в своей коллекции в этом году, и его стремлении продвигать искусство фотографии.
Расскажите о выставках, где вы выступали как куратор. Как коллекционирование и деятельность куратора влияют друг на друга?
Я обнаружил, что между фотографиями много взаимосвязей, так что вы можете комбинировать их естественным образом. Сначала я не слишком много думал об этом, но в конце концов, стало ясно, что всё это поддаётся естественной кураторской идее. У меня не слишком много работ Синди Шерман, всего 30 или около того. Как вы знаете, все её фотографии – автопортреты. Вы можете собрать очень хорошую выставку автопортретов в качестве предмета исследования.
Есть некоторое количество «крупных планов» – да, некоторые мастера фотографировали руки, ноги и другие части человеческого тела, хоть зад, – и из этого можно сделать очень хорошую экспозицию. Также были люди, специализировавшиеся на съёмке зеркал, стен, древесных корней, и тому подобного, которые могут быть отобраны и скомбинированы, чтобы составить отдельную экспозицию.
Вы задали хороший вопрос – как кураторский опыт влияет на коллекцию и коллекция на кураторскую работу? Я думаю, для всего этого необходимо одно условие, – что у вас есть определенный объем коллекции — без количества невозможен качественный скачок, который открывает бесконечные возможности.
Какой была ваша первая покупка?
Это началось в 2005 году, но было более формализовано в 2006 с Ассоциацией международных дилеров фотоискусства (AIPAD), где я купил около 30 отпечатков – в основном Гарри Каллахана, но также кое-что из Эдварда Уэстона и Аарона Сискинда. Первая работа, которую я помню – это фотография авторство Гарри Каллахана, с силуэтом его жены, тёмный силуэт на белом фоне, и это одна из лучших работ автора.
Расскажите о своей последней покупке.
Потрясающие работы Вольфганга Тильманса и Томаса Рафа, также работы Барбары Крюгер и Синди Шерман.
Расскажите о любимой работе в своей коллекции.
Их немного. «Автопортрет с сигаретой» (1980) Роберта Мэплторпа и «Идентичные близнецы, Розелла, Нью-Джерси» (1966) Дианы Арбус.
Какие работы и каких авторов вы надеетесь добавить к своей коллекции в этом году?
Это должны быть работы Синди Шерман и также Вольфганга Тильманса. Они сейчас – главное направление моего интереса сегодня.
Какой самой дорогой работой вы владеете?
Таких много, включая трёхметровый отпечаток Андреаса Гурского, и несколько винтажных отпечатков, в том числе Эдварда Уэстона, Ирвинга Пенна и Ричарда Аведона.
Где вы чаще всего покупаете искусство?
В основном это галереи, подобные Hauser & Wirth, Pace, и Bruce Silverstein. Например, я недавно купил в галерее винтажный отпечаток Дианы Арбус.
Есть ли работа, о покупке которой вы сожалеете?
Нет. Некоторые из купленных мной работ были не в самом лучшем состоянии, но я по-прежнему рад, что они у меня. Я думаю, это остаётся хорошим решением.
Какая работа висит над вашей кроватью? А как насчёт ванной?
Ну, над кроватью у меня не висит ничего, потому что комната довольно велика. А ванная? О нет. Там нет ничего просто из-за влажности, которая повредит работу.
Какая из купленных вами работ наиболее непрактична?
На самом деле, я не собираю непрактичных работ. Когда 34 года назад я изучал историю фотографии, я составил себе чёткое представление о том, чего я хочу.
Какую работу вы хотели бы купить, если вдруг представится шанс?
Я многое пропустил. Я забывал сделать ставку на какую-нибудь интересную работу, иногда в Artnet.
Если бы вы могли украсть одну фотографию, с гарантией, что вам сойдёт это с рук, что бы это была за работа?
Я не хочу ничего воровать. Если у меня есть деньги, я покупаю. Если моего бюджета не хватает, я просто ценю эту работу.
Оригинал на сайте Artnet
Перевод с английского Александра Курловича