23 августа 2019 года неизведанный туристами Крым в «личном дневнике на тему» глазами Станиславы Новгородцевой под шум Черного моря поместили в зале выставочного павильона «Космос» на ВДНХ. Документальный фотограф Станислава Новгородцева, работы которой публикуют ведущие российские и зарубежные издания, стала победительницей всероссийского конкурса в области современной культуры «Взлет» по направлению «Фотография».
Детство, мифология, абсурд, любовь, метафора, сказка, политический слой – главная авторская формула, по которой материковые кадры на протяжении полугодового исследования полуострова собирались в один документальный проект. Несмотря на множество побед в российских и международных конкурсах, среди которых LensCulture Visual Storytelling Awards 2019, победа во «Взлете» оказалась неожиданной для Станиславы, а наградой стали еще три поисково-фотографических недели на полуострове и полноценная выставка.
«Результаты путешествия Станиславы Новгородцевой, проходившего сейчас и где-то совсем рядом, заворожили меня с первых кадров. Недосмотренный мною континентальный пейзаж, места «на районе», портреты, жанровые ситуации, горы, санатории… И отсутствие побережья, набитого курортниками, за которыми привычно охотятся приезжие мастера фотографии, заполняя привычный шаблон с телами и морем. В большинстве работ Станиславы я обнаружил именно сюжеты, которых не хватало мне, чтобы паззл курортного континентального Крыма полностью сложился», - комментирует куратор выставки, российский фотограф, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко Игорь Мухин.
Photographer.ru расспросил Станиславу Новгородцеву о том, что лежит в основе проекта «Станислава Новгородцева. Фотохроника с Юга», ее собственном пути к документальной фотографии, как Крым изменился за последнее время и что необходимо фотографу, чтобы как можно лучше раскрыть документальный материал.
Как появился ваш первоначальный интерес к документальной фотографии?
К документальной фотографии, такой осознанной, я, наверно, пришла года три назад благодаря школе «Докдокдок», моим кураторам Мише Доможилову и Феодоре Каплан. До этого я занималась коммерческой фотографией, пробовала себя в каких-то социальных историях, но не понимала вообще, что такое долгая проектная работа, а не просто пойти и снять репортаж. Именно школа «Докдокдок» дала понимание того, как вот с этим работать. Я впервые попробовала свои силы, учась именно там.
А почему именно этот жанр? Что он вызывает у вас лично?
У меня наконец-то появилось ощущение какой-то осмысленности в фотографии. Потому что, когда я занималась коммерческой съемкой, что-то фотографировала для души, не было понятно, зачем я множу все эти изображения. И сейчас такое количество информации, особенно получаемой визуально, что кружится голова. Поэтому хочется, хотя бы в своей работе, понимать, что это не просто материал для Инстаграм-пользования или каких-то папок на компьютере, бесконечно хранимых и не открываемых.
Мне кажется, что документальная фотография очень похожа на научную деятельность, потому что этапы работы такие же: сначала сбор информации по интересующей теме, работа в поле, съемки, последующий анализ и сборка серии. И это безумно увлекательный процесс.
Как к вам пришла идея самого проекта?
Я решила сделать этот проект, потому что мне хотелось вернуть себе часть утраченного, можно сказать отобранного политикой места. С детства я ежегодно ездила в Крым: сначала с родителями совсем в детском возрасте, затем, уже в сознательном возрасте, пошли какие-то подростковые поездки с друзьями. И как-то Крым для меня всегда был неким мифологическим местом - и местом детства, и по-своему неприкосновенным каким-то.
Наверно, в 2014 году я впервые услышала о своём родном полуострове с какой-то новой абсолютно для меня точки зрения, в него вмешались политические нотки и пропала часть вот этого моего, сказочного представления о нем. Для меня этот момент был достаточно болезненным. Когда вроде бы то, что стало нашим официально, по факту стало от меня чуть дальше.
В тоже время, это далеко не политический проект, то есть цели громко заявить о своей позиции по отношению к этому не было. Немного сказочности, мифологии, при этом естественно в проекте есть доля абсурдности. Мы все понимаем, что юга - это вообще особый менталитет, особый климат во всех смыслах, особые люди. Есть своя специфика, такая юмористическая во всем этом. И мне хотелось объединить и абсурдность этого места, и мою любовь к этому всему.
Как строились ваши отношения с Крымом? Это были именно детские поездки на отдых?
Они, конечно, несколько видоизменялись. Во-первых, это место, где я вообще впервые увидела море. Мне кажется, что для каждого человека - это важный момент в жизни, когда ты видишь большую воду, бескрайнюю до горизонта. Это что-то переворачивает каждом. И для меня Крым был таким местом, в Керчи я впервые увидела море.
А во сколько лет это было?
Мне было 8 лет, и это было что-то незабываемое. Мне на тот момент казалось, что это действительно и есть тот райский сад, потерянный людьми, который обретён мною в детстве. Естественно, отношения потом трансформировались. Особенно после вот этой моей последней поездки, я уже несколько иначе смотрю на полуостров, потому что я впервые поехала туда не как человек, который едет просто отдыхать. Его сказочная часть может быть потерялась для меня, но я какими-то фрагментами пыталась компенсировать это в новых для себя местах. Я специально выискивала и оказывалась там, где совершенно точно не оказывается турист. Мне хотелось открыть для себя какой-то другой Крым, открыть что-то новое.
В тоже время есть какие-то вещи, не самые веселые, которые я снимала - социальные проблемы и так далее. То есть ты не можешь продолжать думать, что это рай, когда ты видишь очень много проблем и человеческой боли, несправедливости. Ох, в общем, да, такая смесь...
Что для вас Крым сейчас?
Я не могу описать Крым одним словом, потому что это все новые слои. То есть он настолько многослойный – остался и этот детский слой, и есть несколько болезненный, политический слой, и есть очень теплые, близкие люди, которые там обитают и к которым я рада приезжать. Для меня, наверно, эти люди сейчас - самое важное и близкое сердце Крыма.
А есть какие-то самые–самые любимые места в Крыму?
Наверно, одно из самых любимых – ущелье Черкез-Кермен и соседнее с ним - Эски-Кермен. Когда я первый раз увидела их уже в свои новые поездки во время работы над проектом, я подумала: «Ух ты, неужели это место существует, где я всегда в моем детстве представляла, что там водились динозавры?!» И вот оно оказалось в этих ущельях. Я просто воображала себе с детства, что есть место, где водятся динозавры, и селила их в определенной долине. И тут я увидела, что эта долина, оказывается, существует, она находится в Бахчисарайском районе.
«Близкие люди», как вы сказали, – это действительно ваши какие-то друзья, знакомые или туда уже входят те люди, которых вы нашли за время создания репортажей?
Да, они появились в последствии этих поездок. Тут вообще надо сказать, что я испытываю огромную благодарность ко всем встречным, потому что без них проекта не получилось бы. Я начинала его на абсолютном нуле, то есть мое финансирование составляло абсолютный ноль. Я просто написала пост во «ВКонтакте», и откликнулось несколько десятков людей, которые позволили мне останавливаться у них дома, потому что я перемещалась по всему Крыму. Естественно, у меня не было финансов на съем жилья. И очень многие из них стали действительно моими друзьями в последствии, так что я безумно благодарна.
Когда вы подавали заявку на конкурс, были ли вы уверены в своей победе или это был сюрприз?
Абсолютно нет. Это был тот конкурс, в котором, наверно, я в последнюю очередь рассчитывала, что выиграю. Совершенно не ожидала. Я, во-первых, не ожидала, что заинтересую куратора. У нас с Игорем несколько разнятся представления о фотографии.
Настроение в тот день было плохое. Когда плохое настроение, я стараюсь всегда подавать на конкурсы, чтобы немного реабилитировать себя. Почему-то у меня всегда так работает – если я уверена в своих силах, то это никогда не срабатывает, а вот если я думаю, что шансов нет…
Есть ли у вас какой-то «ключ», выработанный авторский подход для того, чтобы раскрыть человека или местность в кадре? Что для вас работает, чтобы точно передать то, что вы видите?
Мне, наверно, повезло, что я в документальную фотографии пришла будучи, можно сказать, профессиональным путешественником. Потому что я много лет занималась только тем, что ездила по миру. Объездила очень много стран, иногда фотографируя, чтобы заработать денег. Я всегда была таким исследователем по натуре. Когда я приезжала в любую страну, мне было важно жить не в гостинице. Я стучалась в первую попавшуюся дверь, и зачастую люди меня пускали к себе в дом. Любая страна для меня – это люди в первую очередь. Любой город, любое место – это всегда люди.
«Ключ», мне кажется, в том, что у меня фотография несколько второстепенна по сравнению с общением. Я могу потратить несколько дней просто на общение с человеком, не делая ни одного кадра, понимая, что я буду ближе, что я узнаю что-то новое. Это действительно работает. Я знаю по небольшому опыту журналистской деятельности как часто меняются факты, когда мы начинаем заниматься какой-то темой. Спустя три дня ты думаешь, что ты все понял, но, если пройдет неделя, ты вдруг можешь понять, что все не так, как ты думал. А если пройдет еще неделя, ты можешь понять, что все не так, как ты думал в первый раз, и не так, как думал во второй. И в принципе мы всегда, чем глубже знакомимся с местом, с человеком, тем больше мы открываем новые слои. Поэтому для меня важно не снимать вот этот первый слой сливок, а постараться все-таки чуть глубже проникнуть. Конечно, бывают, разные фотографии. У меня есть случайно удачные кадры, где я шла по улице, и что-то произошло – удача мне улыбнулась, я успела сделать кадр.
Но все-таки основные кадры, которыми я дорожу, это, как правило, глубокая работа, после которой мне становятся очень близки герои моих съемок.
Еще один «ключ», который я использую – я никогда не работаю над одним проектом. То есть, если у меня есть один большой проект вроде «Крыма», то я параллельно, чтобы не сойти с ума, снимаю еще какие-то маленькие истории. Потому что в долгоиграющем проекте ты очень долгое время не получаешь никакого удовлетворения. Иногда от этого опускаются просто руки. Поэтому я всегда нахожу какие-то мини-темы, которые я могу снять за несколько дней, получить удовлетворение, опубликоваться и с новыми силами работать над большим проектом.
И в поездке в «Крым» у меня было три таких темы. Это дом престарелых, в который я пришла, думала на один день, чтобы снять там один кадр какой-то для проекта. В результате я осталась с ними на месяц, и в течение месяца несколько раз в неделю приходила к ним. Сняла про это отдельную историю. И вот это тот случай, когда я понимаю, что я обитателям, наверно, нужна, потому что им просто кроме меня, зачастую некому позвонить.
Параллельно еще снимала историю про кораблестроителя - человека, который уехал в Крым строить корабль XVII века. Тут (на выставке – прим.ред.) есть несколько фотографий из этой серии. И еще снимала портретную серию про депортацию крымских татар. Опять же, чтобы попасть в какое-то сообщество, очень важно проболеть с ними какие-то их темы. Депортация - это одна из ключевых таких образующих сейчас для них, как для нас Вторая мировая война и её последствия, её память. Я понимала, что это то, что я как фотограф могла для них сделать - чуть-чуть рассказать об их истории. Потому что выясняется, что очень немногие, особенно из молодого поколения, знают о том, что что-то подобное происходило.
И чаще всего вы поддерживаете потом контакт с этими героями?
Не со всеми, конечно. То есть я не из тех людей, (часто себя за это ругаю) кто регулярно помнит о днях рождениях своих друзей или вообще звонит раз в месяц просто узнать, как дела. К сожалению. Я сейчас учусь это исправлять. И, наверно, общение происходит с теми, кто его поддерживает. Вот это, наверно, моя личная отчасти проблема. Но так или иначе мы стараемся быть в курсе, как у кого что.
Есть ли какие-то пожелания начинающим фотографам? Может быть есть какие-то лайфхаки?
Пожелание – не опускать руки, если у вас не пошел, например, первый проект. Потому что у меня мой первый проект, снятый в «Докдокдок», когда я тоже уезжала на полгода и снимала в Сочи, он не принес мне такого удовлетворения и наград, как я ожидала. Я потратила туда много сил, но это не всегда работает, как выясняется. Ты можешь потратить много сил, но тебе может не хватить навыков как было со мной. Потому что ты берешься, например, за групповой портрет и с наивностью думаешь, что сейчас быстренько научишься. А потом выясняется, что это самый трудный жанр вообще, уж портретный точно. У меня было разочарование и мне было очень тяжело второй раз попробовать что-то сделать. Мне кажется, что сейчас я реабилитировалась после нескольких успешных проектов. Я получаю удовольствие во всяком случае от того, что делаю. Потому что какое-то время в тебе сидит вот этот страх.
Поэтому дайте себе какое-то время. Как говорил мой куратор, дайте себе три года. Документальная фотография – это не то место, где ты пришел, снял, заработал и все – ты – известный, у тебя куча денег и вообще все прекрасно. Нет, это так не работает. У нас сейчас очень приличная конкуренция, у нас много молодых хороших современных авторов. И здесь надо обладать чем-то еще. Здесь недостаточно просто фотографировать хорошо. Умение просто технически пользоваться фотоаппаратом зачастую сильно второстепенно по сравнению с какими-то, может быть, даже душевными качествами человека, с его интересами. Любой фотопроект – это еще количество прочитанных книг, просмотренных фильмов, услышанной музыки, количество лиц в твоей личной библиотеке. Мне кажется, это все опыт.
Я, например, не черпаю вдохновение в фотографии, меня вдохновляют совершенно другие жанры – литература в первую очередь. И пусть люди не боятся вытаскивать вдохновение из того, что их действительно вдохновляет. Если ты хочешь стать фотографом, это не значит, что тебе каждый день надо ходить на выставки. Возможно, тебе надо больше слушать музыки.
Действительно ли, что в документальной фотографии, да и в целом в фотографии, нужен жизненный опыт так же, как в режиссуре, например?
Мне кажется, да, нужен. Зависит от проектов на самом деле. Мне сложно как-то релевантно оценить свой жизненный опыт, но мне кажется, что какая-то глубина у человека, какой-то исследовательский интерес к этой жизни у него должен быть. Человека, который идет в документальную фотографию, чтобы прославиться, ждет неминуемый провал, совершенно точно.
Вы публикуетесь в ведущих СМИ. Как молодым начинающим фотографам договариваться с редакциями? Возможно, есть какие-то лайфхаки самопрезентации и позиционирования?
Единственный лайфхак заключается в том, что ты как автор можешь быть интересен крупным СМИ только если у тебя есть свой голос, только если у тебя есть свои личные проекты. Это не тот случай, когда можно написать, скинуть портфолио, скорее всего, даже письма читать не будут. То есть, если ты классно снимаешь репортажи, о тебе скорее всего никто не узнает. А вот если ты снял хотя бы один личный документальный проект – это такой гарант того, что ты в принципе работоспособен, что ты в состоянии довести что-то до конца, что ты в состоянии договариваться с людьми.
Еще важен интерес. Если тебе не интересен твой проект, тема, над которой ты работаешь, он другим тоже никогда не будет интересен. Все издания – The New York Times, Washington Post и прочие, они выходит на меня сами, потому что видят какие-то мои награды на конкурсах и так далее.
То есть важно появляться?
Важно, да, действительно понять, где ты можешь проявить свой голос. То, что я снимала для The New York Times и, например, мой проект про Крым – это очень разные вещи. Но именно мой проект про Крым позволил мне снимать для The New York Times.
Какой фоторепортаж, откуда или с кем, у вас есть мечта сделать в самое ближайшее время?
Когда я в июле благодаря ВДНХ отправилась в свою последнюю поездку в Крым, я впервые оказалась в Крымской астрофизической обсерватории. Это чудесное место. В проекте есть несколько снимков оттуда, и я там нашла что-то новое для себя в Крыму. Еще один какой-то действительно новый слой. Когда я туда попала, у меня было всего два дня до отъезда, и я поняла, что мне хотелось бы на подольше там оказаться. Поэтому, я надеюсь, что в следующий раз, когда я поеду в Крым, я больше внимания уделю этому месту.
Там какой-то совершенно свой мир с прекрасными сумасшедше влюбленными в космос людьми. Что уж говорить, они даже работают в основном по ночам. Они совершенно не похожи на нас, они рассматривают по ночам свои звезды, луны и выстраивают все эти какие-то непонятные математические формулы. Для меня это, в общем, полный космос, иначе не скажешь. Я как гуманитарий совершенно восхищена такими людьми. И при этом я вижу в нас общее за счет того азарта, который есть у них в деле, и который, я как фотограф тоже испытываю в своей работе. Мне кажется, это то, что нас сближает.
То есть «Крыму» еще быть?
Да (улыбается).
Станислава Новгородцева родилась 15 июня 1989 года в Москве. Окончила курсы «Фотография в медиа» при Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко и школу современной фотографии «Докдокдок». Победа в конкурсе «ВЗЛЕТ» – это далеко не первая награда Станиславы Новгородцевой. Она неоднократно становилась победителем российских и международных конкурсов, в числе которых LensCulture Visual Storytelling Awards (2019). Снимки Станиславы публикуются в ведущих российских и иностранных СМИ.