Некоторое время назад я обнаружил, что накатанная в 2010 году на дибонд фотография полностью испортилась. Сквозь нее проступил следы клея, подтеки, эмульсия покрылась трещинами и пятнами.
Удивившись такой катастрофической деградации отпечатка всего лишь за 7 лет, я задумался о том, почему это произошло. Начал изучать вопросы оформления фотографий и познакомился с Пашей Дудниковым (на фото ниже) — фотографом и сертифицированным оформителем Торговой Гильдии Изобразительных Искусств. В свое время он построил небольшую багетную мастерскую под личные нужды, т.к. смог не найти в Москве качественного оформительского сервиса. Другим фотографам Паша тоже помогает, в частности помог оформить мне некоторое количество фотографий и разобраться с базовыми определениями, как оказалось, весьма непростого дела.
К сожалению, многие даже очень опытные фотографы мало знают о стандартах оформления, о музейно-галерейных требованиях и том, как правильно обрамлять фотографии, если важно добиться их сохранности в течение многих лет. Меж тем, эти вопросы давно изучены, проверены на практике и тщательно задокументированы.
Так сложилось, что законодателем в области оформления фотографий является упомянутая выше Торговая Гильдия Изобразительных искусств (Fine Art Trade Guild, London). Эта организация существует с 1910 года. Занимается исследованиями в области оформления, консервации и архивации произведений искусства, стандартизацией процессов и материалов, созданием узкопрофильной документации, обучением и сертификацией профессиональных багетчиков.
Большая часть документации и учебников FATG предназначены сугубо для членов ассоциации (то есть для багетчиков), тщательно охраняется от несанкционированных публикаций и копирования. Однако некоторые документы предназначены для общего пользования. Некоторые есть даже на русском языке. С одним из них я хочу вас познакомить сегодня. Пожалуй, это ключевой документ, который имеет смысл изучить всем фотографам, которые планируют продавать свои отпечатки:
Five Levels of Framing (Пять Оформительских Уровней)
В документе подробно описаны пять основных стандартов оформления произведений искусства и соответствующие технические требования. Документ довольно большой, содержит специализированные термины, поэтому я попробовал максимально упростить его понимание. Ниже — конспективный, сокращенный до задач фотографов вариант с описанием основных отличий пяти уровней оформления.
1. Минимальный
Цель — сделать простейшую рамку с минимальными затратами. Цена в этом случае важнее, чем внешний вид и качество рамки. Подходит для временной демонстрации работы. Дешевый продукт, в который заказчик может вставить свое произведение.
2. Бюджетный
Цель — сделать приемлемую внешне раму по бюджетной цене. Не предпринимается никаких попыток защитить произведение искусства от старения. Подходит для работы, не имеющей коммерческой или какой-либо иной ценности.
3. Рекомендованный
Цель — улучшить работу зрительно и предложить минимальный уровень защиты картины от загрязнений в атмосфере, обеспечивающий срок хранения до 5 лет в нормальных условиях. Подходит для работы с незначительной коммерческой или иной ценностью, в которой важен внешний вид изображения.
4. Консервационный
Цель — улучшить работу зрительно и предложить высокий уровень защиты картины от физических и механических повреждений, загрязнений в атмосфере, кислоты, образующейся в материалах для оформления. Обеспечивает срок хранения работы до 20 лет в нормальных условиях. Подходит для коллекционных произведений искусства, которые необходимо сохранить на будущее — например, подлинные произведения искусства, постеры ограниченного тиража, которые могут потенциально возрасти в цене, а также работы, которые представляют индивидуальную ценность для заказчика.
5. Музейный
Цель — улучшить работу зрительно и предложить максимальный уровень защиты картины от физических и механических повреждений (загрязнений в атмосфере, кислоты, образующейся в материалах для оформления) в нормальных условиях. Применяется для произведений искусства музейного качества, которые необходимо сохранить на будущее, в том числе уже очень ценных и имеющих потенциальную историческую ценность произведений. Все процессы должны быть полностью обратимыми.
Термин «нормальные условия», согласно определению Гильдии, обозначает отсутствие прямых солнечных лучей, температуру от 10 до 25°С, и уровень влажности от 40 до 60%.
Следует отметить, что работа многих оформителей на рынке не соответствует даже минимальному уровню оформления. Тем временем, если вы планируете продавать свои фотографии и не хотите разочаровать вашего покупателя через несколько лет после сделки, оформлять фотографии следует на уровне, не ниже четвертого.
Рассмотрим все уровни чуть подробнее:
1. Минимальный
К этому уровню оформления требования минимальны. Багет должен быть без существенных дефектов. Срезы выполнены аккуратно, прочно скрепленны и проклеены. Паспарту необязательно, но если оно все же используется, картон должен быть без видимых дефектов, а углы должны быть аккуратно вырезаны. При этом «барьерный слой» между произведением искусства и задником необязателен. Работу можно просто вложить работу в рамку, никак ее не фиксируя и не приклеивая. Если используется стекло, к нему нет специальных требований. Также допустимо, чтобы стекло соприкасалось с произведением искусства.
Для задника можно использовать обычный полиграфический картон, оргалит или пенокартон. Необязательно проклеивать задник липкой лентой. Для деревянных рам можно использовать гибкие стрелки (способ крепления задника к багету). Подвесная система не обязательно должна быть смонтирована (допускается просто приложить к работе шнур и крепления для самостоятельного монтажа заказчиком).
2. Бюджетный
В этом варианте требования немного возрастают. Углы багета должны быть обработаны таким образом, чтобы не было видно необработанный багет. Рекомендовано использовать не любой картон, а так называемого стандартного качества. Стекло рекомендуется не любое, а полированое, его нужно обязательно промыть и дополнительно отполировать. Для беревянного багета рекомендуется использовать не гибкие, а жесткие стрелки или гвозди. Задник рекомендуется проклеить самоклеящей липкой лентой.
3. Рекомендованный
Для этого уровня добавляются требования к ширине и качеству багета. Возникает требование отделить работу от стекла, не допуская их соприкосания. Растет требования к стандартному картону, он должен быть толщиной не менее 1100 микрон (500 микрон для легких работ). Добавляется требование «барьерного слоя» между работой и задником. Картон для подложки должен быть того же размера, что и основное паспарту и в идеале должен быть прикреплен к нему по длинной стороне.
Работа должна быть прикреплена к подложке с помощью Т-образных подвесок по верхней стороне, желательно, с использованием клейкой бумаги с водорастворимым клеевым покрытием. Можно также использовать белую самоклеящую водообратимую ленту или такой обратимый процесс, как архивные монтажные уголки. Нельзя делать подвески из бумаги с высоким содержанием кислоты. Подвески должны быть той же или меньшей плотности, что и произведение искусства, но ни в коем случае не большей. Подвески прикрепляются к обратной стороне картины (не к лицевой) и должны заходить на нее на минимальное расстояние, обеспечивающее надежную фиксацию картины.
На этом уровне оформления возможно применение накатки, в том случае, если заказчик понимает, что этот процесс необратим. Гибкие стрелки использовать нельзя. Задник следует заделать лентой, лучше всего гуммированной. На этом уровне оформления еще можно использовать самоклеящую ленту высокого качества, но важно быть уверенным в свойствах ее клеевого покрытия. Использование маскировочной, посылочной ленты или скотча – недопустимо.
4. Консервационный
На этом уровне оформления возникают принципиально важные требования, связанные с кислотностью используемых материалов. Именно кислоты и лигнины являются основной причиной скоропостижного старения и порчи фотографий. Поэтому качественное оформление базируется на бескислотных (acid free) материалах.
Если работа соприкасается с багетом, его следует покрыть в местах соприкосновения толстой рН-нейтральной материей или полосками картона для паспарту консервационного качества. Картон для паспарту должен быть консервационного качества (из очищенной альфа-целлюлозы) буферизованный, или музейного качества (из 100% хлопка) как минимум 1100 микрон по толщине.
На произведении искусства не должно остаться карандашных и любых прочих отметок. Там, где это возможно, окно паспарту должно защищать, как минимум, по 5 мм с каждой стороны произведения искусства, одновременно обеспечивая жесткую фиксацию работы. Картон для подложки должен быть прикреплен к основному паспарту с помощью консервационной липкой ленты с водорастворимым клеевым покрытием.
Работа должна быть прикреплена к подложке с помощью Т-образных подвесок по верхней стороне или с помощью другого обратимого процесса, например, архивных монтажных уголков, сделанных из материала консервационного или музейного качества. Ни в коем случае нельзя делать петли из самоклеящей ленты, для этого можно использовать только ленту консервационного или музейного качества с водорастворимым клеевым покрытием. Произведение искусства должно быть прикреплено к подложке, а не к обратной стороне основного паспарту.
Предпочтительнее выбрать стекло с высокой степенью УФ-защиты. Жидкость для очистки стекла должна содержать только деионизированную воду и, возможно, технический этиловый спирт. Недопустимо использовать самоклеящую ленту для проклеивания задника картины, допускается только применение гуммированной бумажной ленты. К нижним углам работы нужно прикрепить пробковые прокладки.
На задник следует приклеить этикетку с датой окончания работы и именем оформителя. Все уже присутствующие на работе наклейки ни в коем случае нельзя удалять, так как они могут подтвердить подлинность работы.
5. Музейный
Еще более жесткие требования к качеству и бескислотности картона — на этом уровне допускается только музейное из 100% хлопка. Если работа соприкасается с багетом, его следует покрыть в местах соприкосновения полосками картона для паспарту музейного качества или консервационной фольгой и бумажной лентой.
Картон для подложки должен быть прикреплен к паспарту по длинной стороне с помощью бумаги или ткани музейного качества либо клейстером, либо SCMC (sodium carboxyl methylcellulose). Работа должна быть прикреплена к подложке с помощью Т-образных подвесок по верхней стороне или с помощью другого обратимого процесса, например, архивных монтажных уголков, сделанных из бумаги музейного качества, изначально не содержащей лигнина или накатки на термопрессе с помощью бескислотного клея.
Ни в коем случае нельзя делать подвески с помощью самоклеящей ленты, для этого можно использовать только рН-нейтральную бумагу, изначально не содержащую лигнина, и клейстер или SCMC (sodium carboxyl methylcellulose). Подвески следует отрывать, а не отрезать. Они должны быть из бумаги той же плотности, что и сама картина, или меньшей (но не большей), чтобы в непредвиденной ситуации порвались бы подвески, но не само произведение.
Предпочтительнее выбрать стекло музейного качества, то есть блокирующее более 90% УФ-лучей, если только работа не будет висеть в помещении, где УФ-защита уже обеспечена (в некоторых музеях). Картон для задника должен быть прочным, жестким и плоским, например из ДВП или МДФ, с барьерным слоем из картона толщиной 500 микрон (или картона Melinex и подобных видов) в дополнение к подложке, рН-нейтральному картону или пенокартону.
Рекомендуется, чтобы стекло, паспарту, произведение искусства и подложка были скреплены вместе с помощью гуммированной бумажной ленты консервационного качества с водорастворимым клеевым покрытием, перед тем, «сэндвич» будет вставлен в раму. Это делается для того, чтобы предотвратить попадание внутрь рамы пыли, насекомых и т.д.
Как неправильно оформлять фотографии?
Теперь, получив первое представление о музейно-галерейных требованиях, можно определить список способов оформления, которые недопустимы, если вы планируете долго хранить фотографии, продавать их коллекционерам или передавать в музеи:
- Фотографии нельзя накатывать на пенокартон. Пенокартон содержит кислоты, особенно суровы клеевые основы, которые используются для монтажа изображений на различные ненатуральные основы.
- Фотографии нельзя накатывать на аллюминиево-графитовый композит «дибонд» и аналогичные.
- Фотографии нельзя накатывать на пластик.
- Фотографии нельзя оформлять в пластификацию.
- Фотографии нельзя накатывать на акрил.
- Фотографии нельзя накатывать на магниты.
- Фотографии нельзя ламинировать.
- Фотографии нельзя оформлять с помощью паспарту из стандартного картона. Именно такой картон обычно составляет до 99% ассортимента багетных мастерских.
Как правильно оформлять фотографии?
Для длительного хранения фотографий в соответствии с требованиями к консервационному и музейному оформлению необходимо использовать исключительно бескислотный картон. И в качестве паспарту, и в качестве задника. Исключительно бескислотные клеи/ленты и способы монтажа (накатки) фотографии к паспарту и заднику. При этом необходимо соблюдать требования, описанные выше — несоприкасание со стеклом и др.
Допустим, мы получили первое представление о том, как нужно оформлять фотографии. На самом деле в этой задаче гораздо больше нюансов, чем кажется на первый взгляд. Начиная, собственно, с самой фотографии — на какой бумаге она должна быть напечатана, как именно, как промыта и т.д. И заканчивая подписью — как подписывать отпечатки, какие использовать для этого пишущие материалы (карандаши, тушь, маркеры), какие штампы ставить, какими чернилами, с какой стороны, какую именно информацию указывать, как вообще лимитировать тиражи и т.д.
Обо всем этом я планирую писать в ближайшее время. А также выкладывать фото- и видео- материалы из багетной мастерской SREDA Film Lab, которую мы с коллегами запустили несколько дней назад (конец июня 2017 – прим. ред.).
Оставайтесь на связи!
Партнерская ссылка – Творческая лаборатория «Среда»