Для начала краткая историческая справка (по материалам Википедии):
Процесс Фотохром изобретен в 1880 годах Хансом Якобом Шмидтом, служащим швейцарской фирмы О.Г.Фюсли. Для внедрения в производство этого процесса и была создана одноименная акционерная компания «Фотохром Цюрих», действующая и по сей день.
Суть процесса заключается в изготовлении с исходного негатива нескольких литографских печатных форм, количество которых колебалось от 4 до 15 в зависимости от необходимой точности цветопередачи.
Чем же хороши эти яркие, броские, почти лубочные по раскрашенности картинки? Почему они являются желанным объектом собирательства, несмотря на огромные тиражи, и явную незаконнорожденность. Ведь и не фотографии это вовсе, а так — отпечатки литографские, бросовый товар, открыточки на потребу.
А все дело в интриге, очевидной и, похоже, вполне детективной. Дело в том, что почти все фотохромы сильно выделяются уровнем съемки: смелая ракурсность, уверенная работа с нестандартных точек, продуманная репортажность при создании архитектурных видов и пейзажей.
Добавьте к этому еще и громадный географический охват — от российских провинциальных городов до африканских пустынь — и станет понятно, что должна была существовать большая и весьма профессиональная команда, этакие суперпрофи, мастера эталона и объекты подражания.
Должна, но, похоже, не существовала. Неоднократные обращения в саму компанию «Фотохром Цюрих», а также к нескольким крупным коллекционерам фотохромов, не привели ни к чему. А ведь всего на всего хотелось узнать,- кто ж это так мастерски снимал на рубеже
Не дают ответа. Архивы
Вот вам и интрига, драматический сюжет, коллизия. Кто же они, эти могучие анонимы, словно бы нарочно вычеркнутые из недавней Истории,- штукари, подписавшие некогда контракт об отсутствии претензий на копирайт, или звезды, ради хорошего заработка пошедшие на эту «халтуру», но не захотевшие публично позориться?
Поиски продолжаются.