Словакия – страна в центре Европы, и, ведомо то российской публике или нет, – одна из ключевых территорий на карте европейского модернизма 1920-1930-х годов. В конце 1920-х в Братиславе открылась Школа художественных ремесел – художественный институт нового типа, где профессия художника преподавалась студентам с точки зрения ее функционального применения в современном обществе, где студенты изучали технологии, искусство формы и содержания, то, что сегодня мы называем дизайном. Среди педагогов новой школы были выпускники школ Баухауса в Германии и Австрии; как и в учебном курсе Баухауса, как и в новой революционной школе ВХУТЕМАС в Советской России, в Словакии особое внимание уделялось фотографии. Она становилась одним из актуальных инструментов нового искусства и его творца.
Первая выставка из цикла «Словацкая фотография XX-XXI веков» представляет творчество преподавателей и студентов «братиславского баухауса», как современники называли Школу художественных ремесел. На выставке показаны работы Милоша Догнаня (Miloš Dohnány), ученика знаменитого европейского авангардиста Яромира Функе (Jaromír Funke). Догнань был не только хорошим студентом, перенявшим ракурсы и динамику учителя, но стал ярким художником, сочетавшим современные композиции с сюжетами старой Братиславы, жизнь которой округла, нетороплива и неспешна, как будто не было ни I Мировой, ни революций. Ирэна Блюхова (Irena Bluhová) и Ладислав Фолтын (Ladislav Foltyn) окончили немецкий Баухаус. В сюжетах их фотографий, сделанных по возвращении на родину, запечатлена Словакия, какой она была в 1930-е. Молодые люди жили в столице, преподавали в школе нового искусства, но не только Братислава, вся страна жила «в старом стиле»: по воскресеньям в центре города гуляли приезжающие на рынок крестьяне в национальной одежде; дома без декора с большими окнами – в стиле функционализма – строились рядом с новыми домами, но с лепниной в стиле уходящего ар нуво (art nouveau); страна продолжала быть аграрной… Глядя на фотографию Блюховой и Фолтына кажется, что молодые динамичные художники пытаются ритмом своих снимков подстегнуть реальность, сделать ее перемены активнее и заметней. Фотографии Малика (Viliam Malík) родились на стыке нескольких искусств, которыми он одновременно занимался: это архитектура, скульптура, живопись и фотография. Для Малика последняя – продолжение формальных поисков всего нового искусства, разговор на языке модернизма, столь внятный любому художнику из каждой европейской страны. Без перевода.
Эта выставка – начало словацкой фотографии ХХ века. До того, как поколение Догнаня, Блюховой, Фолтына и Малика выступило на арт-сцене, фотография в Словакии была вне территории современного искусства, она была технологией, документом, историей, но не новым искусством. Новая модернистская фотография определила значимость словацкой фотографии в ряду европейских школ.
Цикл «Словацкая фотография ХХ - ХХI веков» состоит из шести выставок, обозначающих те периоды и направления фотографии ХХ – начала ХХI веков, в рамках которых словацкая фотография стала заметным явлением в истории европейской и мировой фотографии. В числе выставок репортаж о России, снятый в 1960-1980-е крупными словацкими журналистами; работы концептуалиста Павла Пехи (Pavel Pecha); известного в театральной фотографии Камила Варги (Kamil Varga); поэта-фотографа Робо Кочана (Robo Kočan); победителя World Press Photo, известного европейского фотожурналиста Андрея Бана (Andrej Bán). Выставки пройдут в Словацком институте в Москве в течение 2009 года.
Цикл выставок сопровождается одноименным каталогом, который издается Центрально-Европейским Домом фотографии. Каталог на русском, словацком и английском языках. В него войдут описания всех шести выставок цикла, биографии фотографов и репродукции их произведений.
Открытие первой выставки цикла: 27 января 2009 года.
Два вопроса и ответа о цикле выставок «Словацкая фотография ХХ – XXI веков» в Словацком институте в Москве:
Что такое Центрально-Европейский Дом фотографии?
Центрально-Европейский Дом фотографии (The Central European House of Photography) был образован в Братиславе в 2003 году. Он расположен в старинном здании, на этажах которого библиотека, выставочные залы, съемочные павильоны. Во главе Дома фотографии - сооснователь и бессменный директор Международного фестиваля «Месяц фотографии в Братиславе» (с 1991), доктор философии, киновед и историк фотографии Вацлав Мацек (Václav Macek).
Почему этот цикл выставок подготовлен для показа в Москве?
Избалованная большим числом проектов в области фотографии, московская публика, к сожалению, не часто видит образовательные экспозиции, которые открывают новые страницы мировой истории фотографии. К числу этих немногочисленных инициатив принадлежит и «Словацкая фотография XX-XXI веков».
Московские кураторы фотографических выставок Евгений Березнер, Наталья Тарасова, Ирина Чмырева сотрудничают с Международным фестивалем фотографии в Братиславе с 1996 года. За это время там было представлено более 20 персональных и групповых выставок российских авторов нашего времени и прошлых эпох. Подобно тому, как фестиваль позволяет знакомить словацкую публику с достижениями российской фотографии, Евгений Березнер, Вацлав Мацек и директор Словацкого института в Москве Петер Бирчак (Peter Birčák) выступили с идеей познакомить российскую публику с историей и достижениями словацкой фотографии на платформе Словацкого института в Москве.
Для большинства зрителей вся история российской фотографии 1920-1930-х годов сводится к имени великого Александра Родченко, и только специалисты знают, сколь многогранно явление российской конструктивистской фотографии, сколько было у нее адептов. В эти же годы в Словакии развивается своя модернистская фотография, схожая с российской, – как явления одной эпохи, близких стилей, и все-таки разные. Также и следующие выставки цикла в Словацком институте позволят увидеть, что в каждое из десятилетий в культурах наших стран были авторы, которые находились в творческом диалоге друг с другом, порою, как ни печально, даже не зная о существовании единомышленников…
Выставку представляют:
Министерство культуры Словацкой Республики, Посольство Словацкой Республики в Российской Федерации, Словацкий институт в Москве, Центрально-Европейский Дом фотографии (Братислава), Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО Министерства культуры Российской Федерации.