Ретроспектива работ Владислава Мамышева-Монро откроется в Новом музее 6 июня. Больше года прошло с момента гибели художника в марте 2013 года на острове Бали. Настоящая выставка — первая в своем роде, раскрывающая революционные стороны творчества и масштабы личности Владика Монро, ставшего символом постперестроечной эпохи, фактически, героем переломного времени.
У Владислава Мамышева-Монро не было при жизни ретроспектив. Новый музей исправляет ситуацию, впервые показывая вместе такие серии, как «Жизнь замечательных Монро», «Русские вопросы», «Любовь Орлова», «Starz», «Сказка о потерянном времени» и многие другие. Основатель Нового музея Аслан Чехоев и кураторы выставки Олеся Туркина и Виктор Мазин собрали больше трехсот фотографических, живописных и графических работ художника. Наряду с известными произведениями («Жизнь замечательных Монро», медиа-проект «Пиратское телевидение»), впервые будут представлены серии коллажей и картин Мамышева-Монро из частных и музейных собраний. К выставке специально издана Новым музеем книга «Жизнь замечательного Монро», написанная кураторами Олесей Туркиной и Виктором Мазиным. В работе над подготовкой этой ретроспективы и издания приняли участие галереи, музеи и частные коллекционеры Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона и Парижа, а также, родные и друзья художника. Выставка вошла в параллельную программу биеннале современного искусства «Manifesta 10».
Выставка «Жизнь замечательного Монро» показывает Мамышева-Монро, прежде всего, не как провокатора, переодевавшегося в женское платье, а как художника, умевшего тонко иронизировать над происходящим в стране и мире, помогавшего через «в сказке ложь» понять правду. С этой выставки начинается новый этап монрологии.
Кураторы Олеся Туркина и Виктор Мазин о Владиславе Мамышеве-Монро
«Отличительная черта творчества Владислава Мамышева-Монро заключается в полном совпадении искусства с жизнью. Мастер перевоплощения, сделавший этот жанр основой своего творчества, художник превратил свою жизнь в перформанс. Можно сказать, что он критически пересмотрел идею истории, претерпевшей столь кардинальные изменения во время Перестройки. Начало его творчества не просто совпало с этой радикальной революцией, но и отразило время перемен. Он стал первым критиком нарождающегося на постсоветском пространстве гламура и культа звезд. Он исполнял одновременно роль и сказочника, и сказочного героя. В таком переплетении так называемый вымысел и так называемая реальность то и дело меняются местами. Задача выставки показать, как художник, примеривший на себя столь полярные образы, смог наглядно показать, как меняется под влиянием быстрых политических, технологических и эстетических перемен сама идея субъекта в современном мире».
Владислав Мамышев-Монро
Владислав Юрьевич Мамышев родился в 1969 году в Ленинграде. Еще в литературной школе художник прославился скетчами на членов Политбюро, за что был отчислен из учреждения. Во время службы в армии был руководителем детского художественного кружка на космодроме Байконур. Настоящая известность пришла к Мамышеву в период дружбы и сотрудничества с художником Тимуром Новиковым и композитором Сергеем Курёхиным, основателем оркестра «Популярная механика», в выступлениях которого принимал участие наш герой. Первые выставки Мамышева-Монро, организованные Олесей Туркиной и Виктором Мазиным в начале Перестройки, принесли ему скандальную славу художника. Любимым образом для перевоплощений перфомансиста была актриса Мэрилин Монро, подарившая художнику его псевдоним. Работы Мамышева-Монро находятся в коллекциях Государственного Русского Музея, Московского Музея Современного Искусства, Мультимедиа Арт музея Московы, Нового музея и частных коллекциях. В 2007 году Владислав Мамышев-Монро стал лауреатом премии Кандинского за лучший медиа-проект года — за участие в фильме режиссеров Павла Лабазова и Андрея Сильвестрова «Волга-Волга» (2006), в 2014 художник был посмертно награжден премией «Инновация» за вклад в искусство.