«Понимание России у меня произошло в Монголии», - говорит автор. Начиная исследование «своей земли» с серии монгольских снимков, Нистратов ссылается на Льва Гумилева и его трактовку формирования России как явления.
Главным объектом изысканий автора становятся повседневная, социальная жизнь человека, его отношения с окружающей средой. В своем творчестве Нистратов разрабатывает проблему иррационального в жизненном пространстве, воспринимая окружающий мир как продолжение человеческих поступков.
По мнению критика Михаила Сидлина, «...Нистратова волнует языческое сознание народа, рассеянного по бескрайним равнинам Евразии. Марийские бабки с их жертвенными гусями и нижегородская волхва, хоронящая Кострому… Это открытие мира, которое связано с возвращением к самому себе. Путешествие, которое, прежде всего, открывает нам уникальность автора».
Валерий Нистратов родился в 1973 году в Москве. Фотографией начал заниматься с детства. В 1990 году поступил на работу фотокорреспондентом в районную газету «За коммунизм». С 1991 года освещал для западных СМИ драматические события, связанные с распадом СССР. Работал почти на всех войнах, происходивших на территории бывшего СССР и за его пределами. С конца 1993 года пересмотрел свою позицию в фотографии и и выбрал путь документального фотографа сосредоточившись на социально-документальном жанре.
Публикации и награды:
В еженедельниках "Собеседник", "Огонек", "Эксперт", журналах "Time", "Playboy", газетах "The Guardian", "Le Monde", "New York Times". 1999 г. – Участник мастер-класса World Press Photo им. Джупа Сварта.