Дела текущие

«Наши милые критикессы, пишущие о фотографах и фотовыставках, часто бывают похожи на пташек, которые самозабвенно слушают свои словесные рулады, не вникая при этом глубоко в суть самого фотографического дела. Не будем поэтому уж очень всерьез принимать их наигранно-восторженные трели — они приятно ласкают слух, но пользы авторам приносят немного».
Ман у-Шин. ФотоПетербург № 17, 2000.

Б. Манушин
Борис Владимирович Манушин, опытнейший фотожурналист, регулярно публикует свои тексты в газете «ФотоПетербург». Эти тексты так часто нажимают на болевые точки бытования сегодняшней фотографии, что постоянно провоцируют меня на спор-разговор. Читая их, я каждый раз поражаюсь тому, что при несомненной любви к фотографии вообще, и к фотоискусству в частности, уважаемый автор пропагандирует давно утратившие актуальность постулаты фотографии и призывает делать то, что делать сегодня, на мой взгляд — «прошлый век». К этому я еще вернусь, а сейчас речь пойдет о фестивале «Осенний Фотомарафон».

Признаюсь, я был несколько удивлен, когда «в тесных комнатах» нового выставочного пространства комплекса «Пушкинская, 10» Борис Владимирович подошел ко мне (до сего момента мы не были знакомы) и предложил оппонировать публично, печатно его восприятию происходящего на фестивале. Как угадал? А почему именно ко мне? Кого он во мне видит — противника? Соратника? В любом случае, его джентльменский жест восхитил и вызвал уважение. Я согласился…
Правда, поразмыслив, понял, что оказался в весьма непростом положении — ведь я один из организаторов Марафона. Значит, с одной стороны, не могу «стрелять по своим», — т.к. в равной мере отвечаю за все просчеты и недочеты фестиваля. С другой стороны — эти просчеты и недочеты есть, и умалчивать о них — не в моих привычках.
Как бы то ни было, но передо мной текст Бориса Манушина и надо отвечать. Не премину еще раз отметить рыцарство и интеллигентность автора — в обзоре досталось на орехи всем, кроме девушек, которые «выступили намного сильнее авторов-мужчин» и собратьев с факультета журналистики, у которых «все, как надо». Досталось нонконформизму — за то, что «войти… можно сегодня лишь с противоположной стороны», досталось кураторам выставки «Межсезонье», которая «вполне провальна»; бездарям (в которые записаны и «Новые тупые») — их «вообще нельзя подпускать к выставочным стендам»; текстам Д. Пиликина — за любовь к иностранным словечкам, и даже, Интернету, который просто «большая мусорная корзина».
Попробуем, все же, разобраться…

Межсезонье

Стоит ли огорчаться, что адепты былого нонконформизма перестали быть гонимыми и хулимыми, стали вполне официально признанными и вписались неотъемлемой частью в художественную культуру Петербурга? По-моему — не стоит! Конечно, и меня несколько раздражает, а больше смешит, вид ныне вполне респектабельного заведения (вот и на лифте из одного выставочного зала в другой перемещаемся), которое до сих пор рядится в одежды былого сквота. Но чистотой стиля здесь никогда никто и не отличался, а некоторые издержки можно отнести к трудностям роста и не завершившейся еще новой самоидентификации обитателей этого пространства. При этом не следует забывать, что именно Фонд свободная культура, с самого своего основания, охотно предоставлял выставочные площади для экспозиций фотографов — художников и художников, работающих с фотоизображением, нелюбимых, тогда, иными институциям.

 

Что же до выставки «Межсезонье», то здесь все не так просто… Я ее провальной не считаю. И могу объяснить почему. Для этого придется вернуться на несколько лет назад, к тем временам, когда никаких фотомарафонов и в помине не было.
Были, неизбежно, фотожурналисты, испокон веков объединенные крышей Дома журналиста и соответствующей секции, была и совсем небольшая группа фотографов, которая осознала себя профессиональными художниками, и у которой не было НИЧЕГО, кроме желания жить и творить. Они и жили, творили, устраивали выставки… Постепенно пришло, в основном со стороны западных стран, признание. Но в один прекрасный момент они увидели, как стремительно тает их сообщество. Ведь в результате перемен в стране, развалились не только фотоклубы, прекратили свое существование и, некогда бессчетные, фотокружки для детей и взрослых, подпитывавшие ряды фотографов всех направлений. Это, тотальная коммерциализация жизни, заглотившая многих мастеров фотографии, и еще целый ряд вполне и не вполне объективных причин, выкосили их ряды. И призадумались они, и стали будить «стариков», и стали собирать вокруг себя молодежь… И стали делать групповые выставки… Таких выставок и на предыдущих Марафонах, было не мало. И, помимо доставленных чисто эстетических удовольствий, эти выставки влили в культурное пространство Петербурга немало новых имен и существенно пополнили число петербургских художников — фотографов. Многие из них сегодня «встали на крыло».

Огромную работу эту проделали именно обруганные кураторы «Межсезонья» — Андрей Чежин и Игорь Лебедев, без устали, вот уже много лет, занимающиеся поддержкой всех, кто еще только пытается делать в фотоискусстве свои первые шаги. И деликатно, шаг за шагом, ведущие их в сложнейший и перенасыщенный мир современного искусства. Это-то и являлось главным концептом выставки. Не сомневаюсь, что и нынешняя групповая, «Межсезонье», «вполне провальная» выставка, принесет свои открытия. Впрочем, уже принесла: перечисляя работы понравившихся ему «девушек», Борис Манушин в одном ряду с признанными, давно известными фотографинями, назвал имя Надежды Кузнецовой. А у Надежды Кузнецовой «Межсезонье» — первая фотографическая выставка!

 

Дмитрий Пиликин

 

Беда, конечно, что текст пресс-релиза, так раздраживший Б. Манушина (и меня — тоже!) писал третий куратор, Дмитрий Пиликин. Он же — Арт-директор фестиваля, он же — его добровольный идеолог и, как выяснилось из пресловутого пресс-релиза, по совместительству еще и шоумен. Но это — пустяк! Меня обилие новых имен радует! Не умеют еще, хромают и путаются, но — хотят! И получают шанс. И чувствуют к себе интерес, и растут в собственных и в чужих глазах. Значит — будут расти и в творчестве. А изолируй, замкни их в выставке «начинающих», кто пойдет смотреть? Кто проявит интерес? Идут на имена! Меня не оскорбляет соседство моих фотографий с их «фотомусором». Я — это они! Я такой же, как они, только чуть более опытен и набил руку. Набьют и они! А если мои работы «утонут» в окружении «удручающих потуг», то грош им цена.
Успехов вам, «бездари» и «косноязычные неумехи», все так начинали! Да не ко всем проявили интерес вовремя … Оттого нас теперь так мало.

Конечно, когда видишь в экспозиции давнишние, как сказал бы Д. Пиликин — «имиджи» или «принты» (в скобках замечу — Борис Владимирович подписывает свои тексты псевдонимом Ман у-Шин), несколько озадачивает подзаголовок выставки — «Новая петербургская фотография». И в этом смысле, надо признаться, чистоты исполнения концепции кураторам добиться не удалось. Я знаю изнутри, как создавалась эта выставка, в какие сроки и какими усилиями, и не склонен винить в этом ее организаторов. А вот некоторых фотографов, по большей части своих давних друзей, мастеров уже именитых, хотел бы спросить: «Сколько лет должно пройти с момента создания фотографии, что бы вы перестали считать ее новой? Зачем вы ставите кураторов перед нелегким выбором — отказаться от включения в экспозицию ваших „нетленок“, или, не отказав вам, поступиться чистотой замысла, тем самым, подставив себя под огонь критики?»
Ну а о «тесноте залов», в которые, якобы «нельзя впихивать такое большое количество фотографий», скажу лишь — во-первых, общеизвестно — профессионалы приходят на вернисажи вовсе не для того, чтобы выставленное смотреть — для этого есть другие дни, а во-вторых, и выбирать-то залы не приходится, спасибо, что эти дали. И на несомненное «право зрителя равнодушно пройти мимо выставленного», существует свободная воля кураторов выставлять все, что они считают нужным или необходимым.

«Большая мусорная корзина»

Теперь речь поведу об Интернете. (Меня несказанно удивило, что пинок интернет получил именно со стороны фотожурналистов! Ведь их фотографическое будущее в гораздо большей степени будет зависеть от компьютера и всемирной паутины, чем будущее фотографов других специализаций). В нынешнем Марафоне новшество, значение которого еще предстоит оценить по достоинству. Марафон-2000, может быть первый (уж в России — точно!) локальный фестиваль, выставки которого, прямо в пору его проведения, может смотреть весь мир. Я, к примеру, давно об этом мечтал. Раньше, всегда присутствовала горчинка — я не могу поделиться с многочисленными друзьями, рассеянными по городам и весям мира (О какой там отупляющей замкнутости России говорит Пирожков? Когда это россияне были так, как сейчас, открыты миру?), впечатлениями от увиденного на вернисажах. Не мог, так как по вполне объяснимым причинам я не имел возможности смотреть, в одно время с ними, одни и те же фотографии. И вот — все изменилось!

Теперь наш питерский фестиваль имеет возможность смотреть любой житель планеты Земля. Смотреть, читать сопровождающие тексты, комментарии и оценки специалистов, зрителей, искусствоведов и т.д. практически в одно с нами время. Загляните в электронный журнал www.artpiter.spb.ru — такого объема информации о фестивале, оперативной информации, не в состоянии дать ни одно полиграфическое издание. В этом — колоссальная заслуга Николая Кононихина, создателя журнала, взвалившего на свои плечи неимоверно трудоемкую работу. За которую он, между прочим, не получает ни гроша!
Мало того! Мы разместили в сети целый ряд выставок, существующих только в виртуальном пространстве! Объясню почему. Едва мы сформулировали и опубликовали, в том числе во Всемирной Паутине, форму проведения фестиваля, нас засыпали предложениями о выставках фотографы, коллекционеры, художники, как из России, так и из ближнего и дальнего зарубежья. А что мы могли им ответить? Что на проведение фестиваля никто ни копейки нам не дал? Что у нас не хватает не только выставочных залов, но даже элементарных рам для монтажа экспозиций? Что мы не в состоянии оплатить ни страховку произведений, ни их транспортировку? Поверьте, очень трудно было отказывать в выставке, немногочисленным (увы!) отечественным коллекционерам, москвичам, готовым прислать в Петербург уникальнейшие произведения, гордость раннего русского фотоискусства. Трудно отказать бывшим землякам, а ныне американцам, не порвавшим духовных связей с родиной, предлагавшим нам свои фотографии, целые выставки. И выход у нас был только один — предложить всем разместить свои экспозиции в виртуальном пространстве WWW. На любых сайтах, вплоть до home page (домашних страничек). И ставили лишь одно условие — выставка должна быть инициирована в сети именно в сроки проведения фестиваля, в декабре 2000 года. А мы обязались создать систему ссылок на всех, присоединившихся к нашему, петербургскому Фотомарафону, любителей фотоискусства. Конечно, мы давали логотип Марафона не всем подряд, смотрели, все же, что будет явлено.
Что же до визуального мусора в Сети, то его там ничуть не больше, чем на и под обложками сотен пошлых журналов и газет, которыми окантованы киоски Роспечати. Уж эти-то лезут в глаза, без спроса и совести — с закрытыми глазами по улице не походишь. А интернет дело демократическое, интимное — щелкнул мышкой, и не осталось от противной твоему взгляду картинки и следа.

Консолидация

Наш старший брат, фотожурналист, предлагает «Давайте жить дружно! Перенесите-ка свой Марафон на другой сезон, не смежный с нашим фотоконкурсом». Мило!
Прославленный советский фотожурналист Всеволод Тарасевич в 1989 (!) году писал: «…осмелюсь высказать свое давнее и глубокое убеждение: даже художественная фотография (жанровая, портретная, прикладная и пр.), если она не репортажная, искусством не является…». Вот так! Наши, питерские, фотокоры прогрессивней — фотосекция при Санкт-Петербургском союзе журналистов объявила о проведении VI традиционного творческого конкурса СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА 2000, в котором предложено (помимо фоторепортеров) участвовать и фотохудожникам и фотолюбителям. Мало того, учреждено Второе гран-при (так в положении о конкурсе) для НЕ репортеров. И кто же его будет присуждать? Жюри кто? Да все те же (за исключением светлейшей фотолюбительницы Людмилы Таболиной) репортеры! Вот уж поистине, фоторепортер «и швец, и жнец, и на дуде игрец»! Любопытно было бы наблюдать, как скульптору, в конкурсе, например, на монумент бывшему президенту Ельцину, гран-при присуждали бы живописцы! А ведь они со скульпторами, в отличие от нас с журналистами, члены одного профессионального объединения — Союза художников. «…Призы и награды должны присуждаться лучшим в своей категории снимкам, и тем, в которых фоторепортеру посчастливилось „подстрелить в лет“ что-то необычайно-анекдотическое (подобные снимки чаще всего и получают награды на всяких выставках и конкурсах); и серьезные фотожурналисткие удачи, привлекающие наше внимание своим совершенством и выразительностью в показе события; и формотворческие поиски талантливого фотохудожника». Так говорит Б. В. Манушин, подводя итоги дискуссии о грядущем конкурсе «Северная Пальмира». (ФотоПетербург № 8, 2000).

Да какое уж там, «второе гран-при», в лучшем случае — «приз зрительских симпатий»! Не больше! И, тем не менее, я тоже призываю: «Давайте жить дружно»! Давайте внимательно и чутко относиться друг к другу. Давайте учиться друг у друга. Давайте «сделаем усилие по поиску смысла происходящего, по анализу тенденций» (Гульнара Хайдарова), в противном случае, я вынужден буду согласиться с мнением моего друга философа Валерия Савчука — «Отвечать ему серьезно — нет возможности. Он в поле других интересов и эстетических устремлений. Его нужно утешать, соглашаясь, что вот тогда, когда крысы ели сульфит натрия, грызли фотографии прямо на экспозиции и запивали закрепителем, тогда фотография была настоящая, и выставки были настоящие, и марафон был настоящий… Э-эх».

.