В четвертый раз Гамбург наполнился идеями и впечатлениями фотографов из разных стран, хотя больше половины представленного снято в Германии о Германии. С 11 по 20 апреля в городе прошла очередная триеннале фотографии. Насыщенная программа включала многочисленные выставки, лекции, фильмы, презентации и встречи.
В первые выходные одновременно с выставочной программой открылся серьезный симпозиум на тему «Скажи cheese об улыбке в фотографии» (и не только). Университетские профессора, кураторы и фотографы пытались выяснить, как, почему и зачем улыбаются люди на фотографиях. Что они при этом испытывают? Что испытывают они потом, когда смотрят на себя, улыбающихся? А что испытываем мы, посторонние зрители, разглядывая все эти улыбки из далекого прошлого или унылого настоящего?
По вечерам демонстрировали проекции фотоизображения из собраний знаменитых коллекционеров, кураторов и фото-редакторов. Днем на мастер-классах крутые профи учили создавать калотипы (отпечатки на соленой бумаге), профессиональные чернильно-струйные отпечатки, а также делились секретами кураторского мастерства. За круглым столом обсуждались насущные вопросы существования фотографии в медиальном пространстве, повышения стойкости фотоизображений, перспективы фотофестивалей.
В последние выходные программа завершилась показом портфолио, где фотографы как именитые, так и совсем неизвестные могли представить свое творчество на суд экспертов: известных кураторов, крупных дилеров и владельцев галерей. Если хочешь себя повыгоднее продать, прежде надо потенциальному покупателю заплатить. Иначе он в твою сторону и не посмотрит.
К участию в триеннале подключились десять ключевых гамбургских музеев.
Альтонаер посвятил экспозицию Эльбе реке, на которой стоит Гамбург: фотозарисовки реки, прибрежных пейзажей, портреты людей, живущих у воды.
Дом фотографии Дайхторхалле организовал монографическую ретроспективу Ф. С. Гундлаха, одного из самых значительных фотографов моды послевоенной эпохи. Инициатива проведения первой триеннала исходила в свое время именно от него.
В Большом павильоне Дайхторхалле проходит выставка швейцарских фотографов Петера Фишли и Давида Вайсса. С конца
В Свободной академии искусств со стен зачарованно смотрят на зрителей опустевшие залы библиотек, музеев, кафе, схваченные камерой Кандиды Хёфер. Их пустота непривычна глазу. Невольно возникает ощущение, будто комнаты, стулья, окна, портьеры живут своей тайной жизнью, уловить которую под силу лишь фотокамере.
Гамбургский выставочный зал (Хамбургер Кунстхалле) выявляет политическое измерение в работах Томаса Деманда: лживость политики, непредсказуемость «нормального», принуждение и контроль, переданные языком глянцевой фотографии. Эти картинки чрезвычайно притягательны, на них хочется смотреть, но при этом они оставляют ощущение страха и беспокойства.
Американка Шарон Локхарт в своих работах исследует отношения между кино и изобразительным искусством, между постановочной съемкой и аутентичным воспроизводством реальности. Эта тема раскрывается и в ее работах, представленных Союзом искусств Гамбурга (Кунстферайн Хамбург): на фотографиях запечатлены фиктивные пространства, населенные скульптурками Дуана Хансона.
В Доме искусства Гамбурга (Кунстхаус Хамбург) Вальтер Шелс рассказывает 25 историй смертельно больных людей. Портреты сделаны незадолго до смерти и непосредственно после нее.
Музей труда на время превратился в Западную Вирджинию
В Музее искусств и ремесел разнообразие жанров и тем (или их отсутствия) в работах Карины Шекесси. Исторические фотографии с Востока в Музее дружбы народов.
Помимо музеев участвовали различные галереи в общей сложности порядка семидесяти. Сейчас в Гамбурге шесть галерей, посвященных исключительно фотографии, хотя к моменту проведения первой триеннале в 1999 году не было ни одной.
Выставки по всему городу продлятся в большинстве своем до середины лета.