Новая междисциплинарная Laboratoria организовала серию мастерских с участием молодых художников и ученых. Поиски общего поля взаимодействия вылились в выставку «Laboratoria. Опыт 1», открывшуюся в рамках биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?».

Выставка — результат начинающегося в России диалога искусства и науки. Цель проекта, заявленная в релизе — «в раскрытии потенциала научно-художественных связей, исследовании и поиске признаков и симптомов „неомодернистской“ ситуации».

Проект куратора Дарьи Пархоменко хоть и новый, но не спонтанный. Выставку предваряли мастерские и конференция на арт-москве, где был представлен «Art&Science Space LABORATORIA» — исследовательский и образовательный центр, активность которого сконцентрирована на междисциплинарных художественных проектах.

Невероятный интерес общества к современному искусству куратор встраивает в еще один тренд — в государственный, финансово обеспеченный интерес к науке и нанотехнологиям. Наука, в 90-е без напряжения мирившаяся с религиозным ренессансом, в конце нулевых протягивает руку искусству.

Выставка проводится в стенах Физико-Химического Института им. Карпова. Директор института Николай Иванович Каргин рассматривает начавшееся сотрудничество как одну из возможностей популяризации науки: «Молодых в науке по-прежнему мало, и когда пришли художники, которые, как известно, всегда в авангарде мысли, и захотели создавать синтез науки и искусства, я увидел, что это не погоня за финансовым успехом. Я посчитал, что если искусство придет в науку, то в науку потянутся молодые. Я готов принимать выставки чаще, привлекать к ученым художников, открыть дискуссионный клуб, чтобы развивать новые идеи».

По мнению куратора и science-художника Дмитрия Булатова Laboratoria представляет собой своеобразный извод science art: «Феномен современного сплетения науки и искусства произрастает из развитых стран. В мире необходимость ученых в художниках уже сформировалась, у нас же еще не сложилась. Ученым уже понятно, что лучшего пиара, чем современное искусство, не придумать. Функционирует этот симбиоз следующим образом: группа ученых часто приглашает в состав своей группы художника, который с одной стороны пользуется научным инструментарием, а с другой наблюдает за работой ученых извне. Далее художник своими работами рассказывает об этом сотрудничестве всему миру, привлекая внимание к научной разработке. Следствием выставок и презентаций созданной художественной работы становится пиар в прессе и появляется частное финансирование, — круг замыкается экономически. Для искусства в этой ситуации важно, что хороший художник, взаимодействуя с наукой, выполняет не только обслуживающую роль. Технология поддерживает существование объекта искусства, а сам объект очерчивает границы применения технологии. Таким образом, он играет роль, на которую наука не способна вследствие своей функциональности. Развивает проект дальше, помогает ему.

Проблемы российского science art в том, что наука полностью финансируется государством и ученые у нас принадлежат традиции оборонки. Как только они видят и слышат художника — срабатывает генетический опыт настороженности. В этой ситуации институт science art не работает. Русского присутствия science art на развитых технологических форумах не ощущается. Поэтому инициатива молодых художников и Дарьи Пархоменко очень хороша — формируется поколение, которое чувствует в этом потребность. Но важно увидеть разницу между средством высказывания и темой. Тему можно придумать любую«.

Для развития и популяризации science art в России хороши все средства. Традиции и законы этого жанра еще только предстоит создать. А первая Laboratoria — это философское размышление о возможностях искусства в науке. Фантазия художника идет чуть дальше, чем технология и знание, оказавшиеся в его распоряжении.

Большая часть работ выполнена с использованием обыденных, нетехнологичных материалов. Но нельзя, тем не менее, сказать, что это лишь иллюстрации к научному процессу или набор дизайнерских решений.

Художник Хаим Сокол, раскладывает человеческий организм на совокупность цветов, которые получены в результате реальных химических реакций.

Работы Игоря Битмана призывают открыть глаза и бороться с обществом потребления, и от его пиксельных инсталляций не оторвать глаз. Не важно, с кем спорит художник, в любом контексте он говорит громко и внятно.

Илья Трушевский, создавший для Laboratoria работу «Голубая кровь», объявляет, что попытки художников разговаривать на языке ученых бессмысленны, подкрепляя это заявление своим высшим физическим образованием. Но инсталляция хороша, и куратор, представляя инакомыслящего вместе с его работой, дает возможность сообществу и зрителю начать дискуссию о судьбе российского science art прямо в стенах Физико-Химического института.