На выставке «Фотографы Узбекистана. Культура и традиции Средней Азии» в петербургском Манеже не отпускает ощущение двойного дежа вю. Оно рождается и некоторым однообразием тем, сюжетов, манер авторов, и тем, что большинство работ похожи на не самые лучшие репортажи в советские журналы.
Как справедливо заметил однажды член узбекской Академии искусств Владимир Жирнов, «Узбекская фотография развивалась почти без влияния новых тенденций… У нас в большинстве своем осталась в неприкосновенности советская школа фотографии, которая была очень сильной. С одной стороны, это упор на жанровые портреты, а с другой стороны, склонность к классическому арту, то есть построению фотографий по тем законам, которые были открыты еще Леонардо Да Винчи, и которые активно развивались в советские времена».
Восемь фотографов из Бухары и Ташкента представили, в основном, жанровые зарисовки из жизни городов и отдаленных сел, сделав акцент на традиционном быте, обрядах, народных праздниках и восточном колорите. Здесь мало кому удается не скатываться с этнографии в экзотику, что делает большинство работ похожими на туристические фотки.
Впечатление усиливается тем, что абсолютно все фотографии распечатаны одним и тем же форматом, что, в данном случае, со стороны кураторов и организаторов – просто преступление. Тут ни художники прошлого не помогут, ни 130-летняя история самой узбекской фотографии.