В выставочных залах РОСФОТО открыта выставка «Образы Италии. 1841–1941». В составе экспозиции — подлинные фотографии, отражающие как историю разных областей страны, так и историю итальянской фотографии за столетний период. Куратор проекта, Моника Маффиоли, подойдя к отбору фотографий без ложного патриотизма, включила в проект снимки как иностранных мастеров, которые составляли большинство работающих на территории современной Италии фотографов в середине XIX века, так и работы наиболее выдающихся репортеров, художников и любителей, снимавших здесь в то же и более позднее время — вплоть до расцвета режима Франко.
От дагерротипов, до пикториальных изображений, от первых калотипиий, до фотограмм экспериментаторов начала XX века, от журналистских зарисовок, до неореалистических изображений антифашиста, архитектора, режиссера (известного своими экранизациями русской прозы) и критика Альберто Латтуада. Кроме того, временные рамки, выбранные для проекта, позволяют захватить важнейшие вехи новой истории Италии. Это и период абсолютной раздробленности, и процесс формирования едино государства, и землетрясение 1908 года, уничтожившее Сицилию, и фашистская диктатура, и Вторая мировая война, в которую Италия вступила в 1940 году.
Ателье Алинари открыто во Флоеренции 159 лет назад братьями Алинари, пионерами национальной фотографии Италии. В 1985 году ателье приросло музеем, и с тех пор занимается поиском, приобретением, консервацией и демонстрацией коллекций фотографии. Сегодня в его фондах — 5 миллионов экспонатов, 900 тысяч из них — подлинные отпечатки. В открытом недавно новом выставочном пространстве Музея проходят выставки современной фотографии — здесь демонстрируются как проекты, выполненные для Ателье Алинари, так и коллективные и персональные выставки известных фотографов. В настоящее время в Музее открыта выставка Беттины Ремс.
Ранее фотографии из коллекции Алинари можно было видеть в Москве, на выставке «Италия: уникальная страна. Век фотографии 1900–2000» (тогда куратором проекта стал миланский фотограф Чезаре Коломбо).
Проект «Образы Италии. 1841–1941» был выполнен несколько лет назад для демонстрации в Париже, затем его показали в стенах музея во Флоренции. В Петербург привезли уже оформленные работы. Дабы подчеркнуть фундаментальный характер экспозиции, фотографии, заключенные в выкрашенные серебряной краской рамы (что делает их похожими на металлические и усиливает эффект тяжеловесности и брутальности) не «развесили», а закрепили на выставочных стендах шурупами. Выставка действительно задержится здесь надолго — до середины января следующего года.