В понедельник во французском Арле открылся Les Rencontres — один из крупнейших и наиболее влиятельных фестивалей фотографии, базирующихся в Европе. Нынешний смотр, основанный в 1970 году фотохудожником Люсьеном Клергом, писателем Мишелем Турнье и историком Жан-Морисом Рукеттом, посвящен черно-белому снимку, который, по словам устроителей события, значительно сдал свои позиции в пору бурного развития цифровых технологий и возможностей манипуляции с цветом.
Следуя своей главной теме, только что стартовавший Les Rencontres представит зрителям обширную программу, полную, по обыкновению, больших премьер, коими фестиваль в Арле славится с самого начала существования. Одним из подобных открытий мероприятия станет выставка Untouched легендарного французского мастера Ги Бурдена. В экспозицию, подготовленную Шелли Вертхайм / Shelly Verthime, вошли найденные куратором в 2011 году черно-белые изображения мэтра, известного прежде всего благодаря своим красочным фэшн-кадрам для Vogue и Harper’s Bazaar. Негативы и оригинальные отпечатки, заключенные в пыльной коробке и упакованные в сотню конвертов, с середины 1950-х лежали нетронутыми. Вертхайм отмечает, что в обнаруженных ей работах, несомненно, ощущается увлеченность Ги творчеством таких авторов, как Эжен Атже, Беренис Эббот и Ман Рэй, последний из которых написал предисловие к каталогу дебютной выставки Бурдена.
Еще один классик — японец Хироши Сугимото — присутствует на фестивале в Арле сразу в двух экспозициях. Первая из них, Revolution, вобрала в себя ранее не показывавшиеся черно-белые пейзажи, а вторая, названная Couleurs De L’ombre, составлена из абстрактных цветных композиций, снятых мастером на старенькую камеру Polaroid. Часть этих снимков была использована, к слову, популярной модной маркой Hermès в ее новой коллекции шелковых шарфов и платков. Собственно говоря, при содействии компании выставка и проходит.
В том же фестивальном блоке, что и Ги Бурден и Хироши Сугимото, на Les Rencontres представлена ретроспектива магнумовского репортера Серджио Ларрейна, несколько серий коллажей Джона Стезакера, проект «Новый Свет» немецкого исследователя фотографического медиума Вольфганга Тильманса, обзорная экспозиция Вивиан Сассен, демонстрирующая новаторские работы голландки, выполненные в фэшн-жанре, и The politics of images чилийца Альфредо Джаара.
Раздел Myself смотра в Арле показывает в этом году выставку Жильбера Гарсена — бывшего продавца, который вел тихую жизнь, но, уже выйдя на пенсию, в семидесятилетнем возрасте начал неожиданно успешную карьеру концептуального фотографа и мастера фотомонтажа. Работы престарелого француза соседствуют с экспозицией Optic Nerve финна Арно Рафаэля Минккинена и вуайеристским проектом Мигеля Анхеля Рохаса, снятым в 1970-х в кинотеатрах Боготы, где встречались гомосексуалисты. Наконец, Питер Хьюго, лауреат World Press Photo и номинант на Deutsche Börse Photography Prize, представлен на Les Rencontres своей знаменитой серией портретов There’s a Place in Hell for Me and My Friends, исследующей тему расовых различий.
Несомненный интерес вызывает выставка Mars, подготовленная Ксавье Барралем и собранная из черно-белых фотографий, сделанных зондом НАСА на Красной планете и предлагающих совершенно иной взгляд на Марс. Вторит этой экспозиции показ контрастных абстрактных и в то же время поэтичных снимков Антуана Гонена, обозревающих французские пейзажи с высоты птичьего полета.
Кристина де Миддел привезла в Арль своих «Афронавтов», а кураторы Франсуа Хебел и Джон Флитвуд — совместный проект европейских и африканских авторов, посвященный социальному ландшафту ЮАР. В блоке же под названием Album можно будет увидеть выставку Жак-Анри Лартига, подборку ретушированных пресс-кадров, опубликованных в 1910–1970 годах ведущими американскими изданиями, и коллекцию любительских фотографий, собранных Эриком Кесселсом.
Les Rencontres d’Arles продолжит свою работу до 22 сентября.