В Голландии открылся Noorderlicht — еще один европейский фестиваль фотографии, наряду с Visa pour l’Image празднующий в этом году юбилей. Свою знаковую дату проходящее в Гронингене мероприятие, которое, к слову, моложе французского Перпиньяна, отмечает шестью выставками, включающими работы 74 авторов со всего мира.
Непосредственно двадцатилетию события посвящена экспозиция с говорящим названием 20|20, для участия в которой устроители Noorderlicht пригласили пару десятков международных институций. Каждая из них выбрала по одному фотографу для показа его кадров в Голландии. Российскую сторону в этом гостевом проекте представляют две организации. Фонд развития и поддержки искусства «Айрис» привез снимки Алексея Кузьмичева. Петербургский же «Фотодепартамент» демонстрирует серию «Дальний берег» Юлии Борисовой, рассказывающую о городах, частично затопленных во время строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов, когда под воду ушла территория в 4600 километров, 140 церквей и монастырей, 800 сел и деревень, а также люди, отказавшиеся покинуть свои дома и перебраться в безопасное место.
Помимо прочего, в число заявленных институций попали британский смотр FORMAT (его кандидат — Холли Линтон), польский Fotofestiwal (Каролина Жондерко), французская арт-площадка Le Bal (Сильвен Кузин-Жак), биеннале Singapore International Photo Festival (Тристан Цай) и другие. Последний фестиваль, в будущем готовящийся плотно сотрудничать с голландским событием, представит панораму азиатского фотоискусства в рамках отдельной выставки на Noorderlicht.
В программе мероприятия значатся еще три больших коллективных проекта. The Sweet and Sour Story of Sugar объединяет серии шести фотографов, исследующих историю сахара, распространение которого сказалось на формировании политического, экономического, демографического и культурного ландшафтов. Американцы Джеймс Уайтло Делано и Эд Каши, итальянец Франческо Зизола, бельгиец Карл де Кейзер, поляк Томаш Томашевски и аргентинец Алехандро Часкилберг специально путешествовали по Нидерландам, Суринаму, Бразилии и Индонезии — четырем государствам, чьи судьбы связаны с упомянутым пищевым продуктом и процессами колонизации.
21 автор привлечен кураторами Noorderlicht к экспозиции To Have and Have Not, повествующей о скрытом мире власти и денег, но, пожалуй, одним из наиболее любопытных выставочных показов фестиваля можно назвать The Sequel. Семь фотографов, отобранных жюри из 134 претендентов, получили возможность вернуться на место своих прежних съемок и взглянуть на материал с другой стороны. Так, Питер тен Хупен вновь обратился к образу мифического российского Китежа, Ад ван Дендерен — к палестинской теме, а Кадир ван Лохейзен направил свой объектив на марокканское семейство в Амстердаме, которое снимал двадцать лет назад.
Фестиваль Noorderlicht продолжится до 13 октября.