Швейцария — одна из немногих европейских стран вне ЕС, страна абсолютного нейтралитета в войнах и каких-либо радикальных политических процессах Европы, славится своими банками, шоколадом, сыром и коровами. Известных художников-швейцарцев вспомнить трудно, особенно в современном искусстве. Ингеборг Люшер — одна из немногих швейцарских художниц, которой удалось пробиться в мировой арт-истеблишмент. Она участвовала практически во всех важнейших мировых смотрах, включая Венецианскую Биеннале и Кассельскую «Документу». В Россию художница приезжает во второй раз — ее первая персоналка в 2006 году также прошла под кураторским надзором Карины Караевой.
Выставка, открывшаяся в музее и общественном центре им. Андрея Сахарова, дает зрителю довольно точное представление о творчестве Люшер. Основная работа, вынесенная в заглавие выставки — «The Game is Over» — представляет собой очень техничную полиэкранную видеоинсталляцию. На пяти экранах в полной тишине разворачиваются патетические пейзажи, достойные пера Лоррена, которые затем медленно и организованно детализируются. В конце этого цикла, напоминающего избранное из «National Geographics», гаснет экран, включается громкий звук, провозглашающий «конец игры» и появляются гусеницы танков, с грохотом нарушающие медитативную идиллию. При этом стоит отметить, что видео пейзажей устроено как оживающее слайд-шоу, то есть при помощи синхронизаторов все пять экранов «везут» по себе по очереди одну и ту же цепь из пяти картинок, пока не появляется шестая. Естественно, виртуозная работа о войне, мире, невозможности, отчуждении и безумии нашей цивилизации, помимо этих общеобязательных проблем, выстраивает еще и конфликт формальный. Конфликт между горизонтальным и вертикальным, пассивным и активным, аполлоническим и дионисийским. Горизонтальное разворачивание пейзажей и вертикальной вторжение танков создают необходимое напряжение, заставляя зрителя включиться, создать проекцию, воспринимать активно, сопереживать.
Остальные работы на выставке — иного толка. Это полупостановочные короткометражные ситуативные фильмы, отсылающие скорее к мыслям о западной психоделической традиции, нежели об актуальных геополитических проблемах. Один из фильмов показывает празднество китайских коллег Люшер, расположившихся в кафе, скорее всего, в рамках какого-то международного проекта, которые увлечены игрой «Камень-ножницы-бумага». Они переживают игру невероятно эмоционально и искренне, «от всей души» раздают друг другу, согласно правилам, пощечины и поцелуи. Интересным в этой работе кажется то, что Люшер поднимает тему хтонического, природного, дионисийского начала в человеке. При всей формальной сдержанности работы, зрителя невольно передергивает, когда очередной герой размахивается, чтобы дать девушке пощечину. В следующей работе эта тема еще более развита, но спроецирована на мифологические, религиозные и гуманитарные контексты, что лишает ее необходимой чистоты. На видео показан европейский вариант «Масленицы», гигантская горящая кукла, вместе с которой сгорают все грехи, неудачи, проблемы. Сейчас этот обряд запрещен, но традицию искоренить не так просто. Конфликт цивилизации и мифологического мышления показан крайне формально, как и все работы Люшер. Красивая горящая кукла под салюты и крики уносит с собой негативные моменты недавнего прошлого и подготавливает людей к наступлению нового.
Работы Ингеборг Люшер можно поставить рядом с Пипилотти Рист, если у итальянки убрать темперамент и добавить формальную законченность и швейцарскую скупую педантичность. Эта выставка хороша прежде всего тем, что дает представление о мэйнстриме современного западноевропейского видеоарта, где-то на грани между искусством коммерческим и искусством международных интеллектуальных арт-форумов.