25 сентября в Перми открылась выставка «Русское бедное», задающая новую тенденцию в русском искусстве и меняющее отношение к нему. Изменится и соотношение сил на российской
Пермь постепенно превращается в значимый культурный центр. Возможно, именно в этом городе появится долгожданный музей современного искусства, настоящий, какого в России еще нет. А пока тут открылась выставка «Русское бедное», которая может составить основу будущей экспозиции. Местная администрация, озабоченная улучшением культурного облика Перми, обратилась к президенту и основателю фонда «Русский авангард» Сергею Гордееву, а тот призвал на помощь куратора и галериста Марата Гельмана. Сенатор от Пермского края предложил начать сотрудничество с Пермской художественной галереи, которая славится своей уникальной коллекцией русской деревянной скульптуры. Однако Гельман оценил слабость стратегии, опирающейся на традиционный музей, и предложил выстроить более сложный контекст. Так появилась идея выставки произведений современных русских художников, работающих с деревом и такими же «бедными» материалами — железом, картоном, гипсом, необожженной керамикой.
С одной стороны, кочевая выставка с громкими именами должна привлечь к городу внимание мировой культурной элиты: после Перми «Русское бедное» поедет в Государственный Русский музей, Москву, Милан и
Директор Пермской художественной галереи Наталья Беляева пересказала музейную шутку на этот счет: «русское богатое помогает „Русскому бедному“, а „Русское бедное“ помогает русскому вечному». Это верно не только в отношении билетов (деньги за билеты идут на реставрацию художественной галереи), но и в том смысле, что благодаря «Русскому бедному» «русское вечное» скорее получит этот статус.
Выставка разместилась в здании Речного вокзала, построенного в
На выставке «Русское бедное» «свою» идентичность ищут не только известные русские художники, но и те, чьи имена пока не на слуху. Первый этаж отдан «классикам жанра». Во всю стену возвышаются археологические «находки» Валерия Кошлякова из гофрокартона, скотча и темперы, цветовой палитрой напоминающие живописные работы Джакометти. Каллиграфические знаки Дмитрия Гутова вдохновляют на искания тайного смысла и «небесной гармонии» в скрюченных проводах и ржавой проволоке. Перемещаются
Второй этаж отличает инфантильная веселость и занимательность: извивающиеся металлические шланги («Река», Recycle [Блохин, Кузнецов]), их же огромные надувные головы с шевелящимися мозгами, танцующие и поющие игрушки-калеки («Роботы», Злата Понировская), глиняные жители мегаполисы, занятые своими привычными делами («Будни», Максим Мамсиков), самодельные вещи, обнаруженные и подобранные Владимиром Архиповым и т.д.
В целом выставка смотрится очень органично и оставляет много положительных впечатлений. Можно только порадоваться за пермяков и за появившуюся у них возможность обретения такого музея. Многое зависит от того, как они воспримут выставку. В любом случае, выставку можно считать важным моментом формирования среды, в которой будет происходить обсуждение и циркуляция мнений, новых идей.