Третий раз немецкая столица становится сценой Европейского месяца фотографии, который каждые два года проходит в семи европейских городах: в Берлине, Братиславе, Вене, Москве, Париже, Риме и Люксембурге. На сей раз выставка, охватившая более 130 галерей, музеев и экспозиционных площадок, проходит под девизом «Noch nie gesehen», то есть «такого мы еще не видели!». Кроме огромного количества выставок месяц фотографии предложил воркшопы и симпозиумы, которые просто ломились от зрителей и участников, что говорит о небывалом интересе к фотографическому искусству. Кроме собственно фотографии были и выставки с видеоискусством, которое кочует между кинофестивалями, современным искусством и самой фотографией. Каждый Месяц фотографии становится не только поводом для показа классиков и современников — из коллекций и загашников на свет извлечены и забытые фотографы, и не помышлявшие об амбициях стать частью истории искусства, которая на наших глазах расширяется и приобретает все новые аспекты.
Египетское собрание, Этнографический музей, Берлинская галерея, Музей Европейских культур — вот маршрут для ценителей пионеров фотографии. Имена многих фотографов и их работы мы действительно видим впервые. Они погружают нас в романтику экзотических путешествий прошлого, повествуют о встречах цивилизаций и представляют, скорее, культурологический интерес, так же, как и документальные съемки Берлина из городского архива, которые рассказывают о мутациях среды города.
Пионеры видео — наши современники. Выставка-клон под названием «
Второе значительное событие — выставка, или скорее, набор выставок, в недавно открытой площадке Уфер Халлен. В фабричном пространстве показано все, что доставляет садистическое наслаждение любителю документальных материалов. В экспозиционном хаосе можно увидеть огромное количество социально наполненных, или мнящих себя социальными, снимков профессиональных фотографов и разного рода папарацци. Время от времени мелькают русские фамилии, и мы с удивлением обнаруживаем, что самый простой способ добиться славы — стать похожим на Бориса Михайлова и фотографировать убогую жизнь постсоциалистической Европы, до сих пор вызывающей лихорадочный интерес.
Зато можно ходить по городу и заглядывать в многочисленные частные галереи и выставочные залы, которые тоже являются частью этого месяца. В Гропиус Бау все так же радует классика: легендарный американский фотограф Ричард Аведон. За что мы любим Аведона? Не только за то, что его родители были выходцами из России. Аведон — это то, что принято называть элегантной пуристской фотографией, ведь фотография может красить человека так же, как костюм. Из белой щедрой шелковой пустоты возникают портреты со всей их серьезностью и концентрацией. Так и остается загадкой, прославился ли он врезающимися в память портретами Мерлин Монро, Брижит Бардо, Твигги и других красавиц и красавцев, или слава их приумножилась благодаря точности его зрачка.
В социально ангажированной институции — Доме Вилли Брандта, где постоянно проходят исторические выставки, интересна экспозиция бежавшей в свое время из Германии в Америку Гизеле Фройнд. Здесь можно заглянуть в глаза Вальтеру Беньямину, Джеймсу Джойсу, Сартру или Вирджинии Вульф.
Многие выставки месяца совсем не склонны к сентиментальным эмоциям и предлагают нам наслаждаться небрежно сделанными портретами незнакомых нам современников или бесконечными страданиями стран третьего мира. Войны, на которых умирают реальные люди, казалось бы, просто инсценированы для человека с фотоаппаратом, а для тех, кто боится выстрелов — постарались архитекторы и строители, — во всяком случае, об этом говорят кубометры архитектурной фотографии. Что касается современного искусства, которое время от времени просачивается сквозь линзы и объективы, то здесь мало того, что «мы еще не видели» К сожалению техника, и в данном случае камера, никогда не заменит ни таланта, ни озарения.