Несмотря на разницу в подходах и визуальных решениях, работы восьми авторов, представленные на открывающейся в лондонской галерее The Photographers’ Gallery выставке «Горькая истина» / Home Truths, несложно разделить на два блока. Говоря словами Сьюзен Брайт, куратора экспозиции, некоторые из отобранных ею проектов утонченные, нежные, другие же — дерзки и смелы. Однако что первым, что вторым свойственно отказываться от сформировавшегося сентиментального взгляда на материнство и искать нестереотипные пути исследования темы, что зачастую заставляет художников заступать на территорию провокации.
Пожалуй, наиболее спокойными по своему тону являются снимки австрийского фотографа Ханны Путц / Hanna Putz, самой молодой участницы выставки. В ее лаконичных изображениях женщин, держащих на руках детей, она, отринув все лишнее и предпочитая использовать минималистские декорации и приглушенные цвета (герои портретов словно бы погружены в вакуум), сосредотачивается непосредственно на интимном моменте близости матери и малыша.
Работы немца Фреда Хёнинга / Fred Hüning лиричны и чувственны. В рамках Home Truths будут показаны его фотографии, составившие книжную трилогию, изданную в 2010–2011 годах. Проекты Einer, Zwei и Drei последовательно рассказывают историю автора и его жены: рождение и смерть их первого ребенка, болезненный процесс свыкания со своим горем, восстановление сил и, наконец, новая беременность и налаживание семейной жизни с появлением на свет второго сына.
Автопортреты Элины Бротерус / Elina Brotherus, возможно, по сравнению со снимками Хёнинга представляются менее эмоциональными, однако за ними также стоит драма. Художница фотографировала себя на протяжении многих лет неудачных процедур экстракорпорального оплодотворения. Стилистически ее серия «Благовещение» / Annunciation отсылает одновременно как к живописной, так и к иконической традиции, изображающей момент, когда архангел Гавриил приносит Богородице весть о будущем рождении Иисуса Христа.
Испанка Ана Касас Брода / Ana Casas Broda, тоже лечившаяся от бесплодия и в итоге дважды ставшая матерью, в проекте Kinderwunsch размышляет о послеродовой депрессии, с которой фотограф справлялась, играя со своими сыновьями, изучая их формирующиеся идентичности и пытаясь смириться с собственными глубокими физическими и психологическими переменами.
Сразу двух авторов, представленных экспозицией в The Photographers’ Gallery, следует рассматривать в контексте феминистского искусства. В Inhabit Жанин Энтони / Janine Antoni, высказывающейся на тему опыта семейной жизни, художница запечатлела себя запутавшейся в паутине посреди комнаты своей дочери и облаченной в корсет, к которому прикреплена юбка в виде большого кукольного домика. Американка же Кэти Мюррэй / Katie Murray выступает с видеоперформансом Gazelle. После появления второго ребенка женщина пыталась похудеть с помощью занятий на тренажере. На записи она демонстрирует пределы выносливости, делая упражнения и при этом держа на руках сразу двух детей. Эти кадры, сопровождаемые голосом тренера, произносящего клишированные мотивационные речи, чередуются с изображениями газели, убегающей от пары молодых гепардов.
Израильтянка Элинор Каруччи / Elinor Carucci, ныне живущая в США, получила известность благодаря откровенным снимкам своей семьи. Ее Mother (2004–2013), выполненная в схожем ключе и пронизанная чувством усталости и вместе с тем радости, сконцентрирована на постижении страха материнства и потери идентичности.
Наконец, автором наиболее провокационного и балансирующего на грани нарушения табу проекта, включенного в выставку «Горькая истина», является американец Ли Ледар / Leigh Ledare. Он фотографирует свою мать — бывшую балерину и модель, имевшую опыт работы в любительском порно. Серия Pretend You’re Actually Alive, фонтанирующая агрессивной сексуальностью, исследует вопросы этических границ в отношениях матери и сына.
Экспозиция Home Truths будет открыта для посетителей с 11 октября по 5 января.