29 января в галерея «Триумф» в рамках проекта TRIUMPHOTO открылись выставки Максима Шера и Андрея Гордасевича. Мы попросили фотографа Александра Наану поделиться впечатлениями от посещения этих выставок.

ПЕРЕСЕЧЕНИЯ — Андрей Гордасевич

«В рамках проекта TRIUMPHOTO Андрей Гордасевич представит новую выставку „Пересечения“, где сочетаются фотографии современного Петербурга с „найденными объектами“ из прошлого. Вырезки из дореволюционных газет, рекламные объявления, фрагменты графики, гравюры, открытки, письма и старые черно-белые фото соединяются с портретами людей, встреченных в Санкт-Петербурге, и фрагментами города. „Пересечения“, по мысли автора, это прежде всего повествование, рассказ. И в его ткань вплетены также микроскопические тексты о встречах фотографа с сюжетами — случайными и не совсем». 

Из пресс-релиза

© Александр Наану
© Александр Наану

Андрей меня удивил, я совершенно не ожидал увидить того, что открылось передо мной, когда я вошел в зал. Я достаточно давно знаю и Андрея и его фотографию, и ровно поэтому был слегка дизориентирован тем, что увидел...

Я готовился к хорошо сделанным спокойным фотографиям в паспарту и строгих рамках, и поэтому поначалу даже прокралась мысль, что я куда-то не туда попал, но постепенно, просматривая работы, я начал улавливать знакомые ритмы и черты. Андрей тут очень узнаваем и его характер хорошо читается в этой экспозиции — это характерное отношение к деталям, цвет, мягкость, классичность, культурность; и все это умноженно на Питер с его эстетикой, и красиво сколлажировано с иллюстрацией и текстом. Так же очень хорошее и интересное дизайнерское решение и работа с пространством...

На мой вкус, хотелось бы больше конфронтации, неоднозначности, но это взгляд с моей колокольни... И отлично, что я этого не получил, т. к. в этом я бы уже не узнал Андрея Гордосевича.

Как же здорово, что мы не всегда получаем именно то, чего ждем — ожидания и предсказуемость сильно ограничивают, а неожиданности делают мир веселее, интереснее и богаче!

КАРТА И ТЕРРИТОРИЯ — Максим Шер

«Максим Шер выстраивает лабиринт документальных и вымышленных историй, исследует роль фотографа как «создателя образов» в ситуации вражеского кольца — идеальной для самооправдания тоталитарного управления. По словам Шера, «если за отправную точку принять мысль, что прошлое целиком принадлежит сфере воображения, быстро приходишь к выводу, что исследуя исторические события, мы по сути исследуем лишь собственные представления о них»

Из пресс-релиза

© Александр Наану
© Александр Наану

Этажом ниже разворачивается совсем другая картина — выставка «Карта и Территория» Максима Шера.

Это что-то совсем другое: черно-белые фотографии, объекты, тексты для слепых под стеклом... Не нравится мне здесь слово «выставка», это скорее инсталляция, на первый взгляд, напоминающая выставку, и дело тут совсем не в картинках, точнее, далеко не только в них.

Интересно будет в этом поразбираться — я предпочитаю ходить на современные выставки минимум два раза: первый — чтобы попробовать самостоятельно, на ощупь, разобраться в том, что хотел сказать автор; второй — уже прочитав «инструкцию» (концепт), посмотреть на это еще раз, но уже более осознанно и сравнить впечатления, и не важно, правильный это подход или нет.

Но экспозиция Шера — пример того, к чему это может привести — на стене, по правую руку от входа висит несколько диптихов, портретов, по формату похожих на пары: фас-профиль из полицейской картотеки; они сразу посмотрели на меня и попросили, чтобы я подошел поближе и пообщался. «Интересные типажи, — подумал я, — что-то в них есть. Стоп!» — ...дальше я хихикнул, не удержался, но смех сдержал — оказывается я знаю почти все лица смотрящие на меня с этих фотографий и с некоторыми только что разговаривал! А вот если бы я заранее прочитал «инструкцию», то сюрприза бы не вышло, и я бы просто просмотрел и пошел дальше, без этой искорки, улыбки, смешка; и это повторилось несколько раз в галерее, а потом дома, когда я припоминал увиденное, под конец даже поймав себя на мысли, что пока не хочу читать концепцию, боясь испортить или изменить это первое впечатление.

Надо будет заглянуть в «Триумф» еще раз, посмотреть обе выставки и еще подумать.